О ходе реализации национального проекта "Демография" и новой модели социальной поддержки граждан России

Правительственный час, 14.06.2023

Я.Е. Нилов , председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

Уважаемые депутаты!

Ну, министерство труда — это, наверное, одно из самых загруженных министерств исходя из того, какие проблемы они решают, они постоянно находятся на пике. С комитетом выстроены нормальные, конструктивные отношения, хотя часто у нас нестыковка позиций, но мы находимся в поиске компромиссов, в том числе проводя выездные заседания. Недавно мы проводили выездное заседание комитета в Нальчике, в Кабардино-Балкарской Республике, посмотрели практику реализации закона, который мы здесь приняли в конце прошлого года и который в зале вызвал определённые вопросы, недоумение, критику. Мы посмотрели и подтвердили — оппозиционные депутаты, — в том числе на совместном заседании, что всё прошло гладко, клиентские службы работают и новый Социальный фонд начал работать.

Что касается нацпроекта "Демография". Если посмотреть кассовое исполнение, наверное, оно одно из самых лучших по итогам прошлого года. Это хорошо, значит, деньги, которые выделяются, практически все используются по назначению. В 2022 году было выделено 750 миллиардов, в 2023 году в бюджете заложено 925 миллиардов. Это говорит о том, что на социальную сферу выделено больше средств, — почему? Ну, прежде всего, введено единое социальное пособие, мы здесь тоже принимали в прошлом году закон об этом, увеличен МРОТ, увеличен прожиточный минимум.

Проблемы, конечно, остаются, и те решения, которые мы принимаем здесь, требуют дополнительного финансирования. Мы неоднократно уже вносили поправки в закон "О ветеранах", расширяя категорию для назначения такого статуса. За этим следуют определённые социальные выплаты, что тоже влечёт за собой допфинансирование.

Нам необходимо иметь в виду, что надо более динамично развивать систему долговременного ухода. Сегодня только в 34 регионах она функционирует — её надо более оперативно географически расширять.

Критерии нуждаемости. Да, сегодня это регулируется нормативным правовым актом правительства, некоторые критерии указаны и в отраслевом законодательстве, но есть случаи, когда происходят явно абсурдные вещи. Например, у семьи есть старый автомобиль, который надо утилизировать, но его наличие не даёт возможности получать пособие на ребёнка. Эти случаи не носят массовый характер, но такие примеры есть.

Больная тема — 1200 рублей за уход за инвалидами I группы и за лицами 80 плюс. Конечно, надо пересматривать, и система долговременного ухода полноценно не заменяет это пособие.

Вообще вопрос соцподдержки, конечно, на сто процентов никогда не решить. Чем больше мы будем решать, тем больше будет открываться новых вопросов, больше будет требоваться денег, будут появляться новые территории, новые категории. Это процесс многогранный и постоянный, хотя, надо отдать должное, государством выделяется гораздо больше средств по сравнению с предыдущими периодами.

Вопрос содействия занятости. В целом динамика позитивная, хотя определённые вопросы тоже есть. В прошлом году порядка 150 тысяч человек получили допобразование по этой программе в центрах занятости. Центры занятости начали работать по-другому, где-то лучше, где-то хуже, но в целом большее число граждан стало о них хотя бы знать. И если мы посмотрим, то коэффициент трудоустройства составляет 61 процент при плановом — 50 процентов, то есть даже перевыполняется план, и это тоже хорошо. Считаю, что если бы стимулирующие выплаты сотрудникам центров занятости зависели от каждого трудоустроенного гражданина, то работа кипела бы сильнее. Мы расширили категории, кто может получать дополнительное образование через центры занятости, — это участники СВО и члены их семей, это беременные женщины, это те, кто сегодня работает в так называемой кризисной зоне.

Официально безработных сегодня меньше 1 миллиона, но это официальные данные, неофициальная безработица, конечно, гораздо больше, и мы должны ориентироваться на трудоустройство прежде всего наших граждан, а не замещать вакантные места иностранными гражданами. Мы видим, сколько у нас сегодня совершается преступлений, диких преступлений, именно иностранными мигрантами, так что это проблема не только трудоустройства, здесь и ряд сопутствующих вопросов.

Комитет почти подготовил ко второму чтению законопроект о занятости, где новая концепция, новая идеология. Мы считаем, что нам необходимо активизировать вопрос трудоустройства человека, а не порождать иждивенческие настроения, когда выгодно получать пособие и не заниматься поиском работы. Мы должны от этого отходить и обеспечивать непрерывную занятость. Пока в этом законопроекте не решаются вопросы самозанятости и платформенной занятости — такие новые формы востребованы, и они, очевидно, идут в ногу со временем, — это будет решено отдельным законом.

Вообще, комитет понимает, что и как сегодня требуется гражданам. Постоянно находясь в контакте с другими комитетами, в том числе с комитетом по делам семьи, мы ищем нужные формы, нужные подходы и надеемся на поддержку прежде всего финансово-экономического блока правительства, потому как любые изменения, конечно, требуют серьёзных денежных ресурсов.

Действительно, апрель — самый страшный месяц за многие последние годы по приросту населения, пугающие цифры! Предполагая это, ещё в 2006 году Основатель ЛДПР Жириновский выпустил брошюру под названием "Рожать!!!", которую передал президенту. Там содержится 30 пунктов, предложений, каким образом можно исправить демографическую ситуацию в нашей стране. Некоторые пункты, слава богу, реализованы, но не все. Я обозначу те предложения, которые мы во фракции ЛДПР считаем крайне необходимыми для реализации с целью исправления сегодняшней ситуации.

Прежде всего, демография зависит не только от количества рождённых детей, но и от продолжительности жизни, а продолжительность жизни зависит от качества жизни. То есть получается, что мы должны таким образом обеспечить людям зарплату, пенсию, систему здравоохранения, систему жизни в целом, чтобы они как можно дольше жили. У нас, по статистике, продолжительность жизни якобы постепенно увеличивается — да, хорошо, но это в зависимости от региона. Нам дают средние цифры, тот же Росстат, а если посмотреть в региональном разрезе, картинка совершенно другая. Поэтому мы считаем, что, конечно, надо поддерживать семьи с детьми, надо содействовать занятости, чтобы обеспечить непрерывную занятость, при этом повышать МРОТ, повышать заработную плату, прежде всего в социальной сфере — об этом только что говорили, о средней по региону зарплате для учителей, врачей. У нас в Трудовом кодексе есть норма, которая говорит о том, что у правительства есть право принимать нормативный правовой акт, который регулирует отраслевые заработные платы. Право, а не обязанность! Вот мы от ЛДПР внесли проект закона — он будет рассматриваться комитетом, — чтобы это была обязательная норма, которая была бы реализована правительством, чтобы зарплаты были отрегулированы. Вот решение вопроса, плюс система распределения из отраслевых вузов.

Повышение качества жизни старшего поколения. Это вопросы пенсионного обеспечения, прежде всего вопрос индексации пенсий работающих пенсионеров, хотя бы работающих инвалидов, потому что могут быть молодые инвалиды, получающие пенсию по инвалидности, ну и соответствующие меры поддержки и по линии системы здравоохранения, и так далее.

Мы внесли проект закона о том, чтобы обеспечивать новорождённых специальным сертификатом для новорождённых. Хорошо, что в регионах такие программы работают, в Москве есть так называемая коробка Собянина или можно получить деньгами. Это хорошо, но это Москва, это возможности бюджета Москвы — давайте на федеральном уровне для отдельных нуждающихся семей, вводя критерии нуждаемости, введём такую помощь.

Прежде всего надо решать жилищный вопрос: многие семьи, по опросам, останавливает нерешённый жилищный вопрос. Мы предложили нашу программу, которая называется "Народная ипотека". Автомобили для молодых семей после рождения ребёнка, но с ограничениями: первые пять лет продавать автомобиль нельзя и обязательно отечественного производителя чтобы был этот автомобиль. В сельской местности особенно это важно, в многодетных семьях особенно это важно, в семье, где ребёнок-инвалид, особенно это нужно. Маткапитал на третьего и последующих детей, но только в регионах, где плохая демографическая ситуация, а она, по данным Росстата, практически по всей стране плохая, за исключением некоторых регионов Северного Кавказа.

Лечение бесплодных пар — надо усилить эту работу и больше давать квот. У нас получается так: в отдельных регионах есть потребность — нет квот, а в других регионах есть квоты — нет потребности. Давайте перераспределять. Мы от ЛДПР такие точечные решения предлагали, решали в отношении Хабаровского края в частности, но это нужно делать на системной основе.

Качество и продолжительность жизни зависят, я уже сказал, от минимального размера оплаты труда и от прожиточного минимума, поэтому, соответственно, необходимо повышать МРОТ. Мы внесли проект закона, который осенью будет рассматриваться, — МРОТ надо устанавливать на уровне 30 тысяч, а не 20 тысяч, как предлагается.

Далее, наши инициативы. Мы считаем, что стипендии надо также повышать хотя бы до уровня МРОТ. Индексация пенсий — я уже про это говорил, и завтра у нас на заседании комитета будет присутствовать аудитор, мы заслушаем позицию Счётной палаты, — у нас в комитете по труду и соцполитике целый пакет законопроектов на эту тему скопился.

Повышение выплат ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий. Речь идёт о ежемесячной денежной выплате — ну тоже нужно увеличивать: 3 тысячи получают сегодня ЕДВ ветераны боевых действий, и это, конечно, несерьёзно.

Налоговый вычет для пенсионеров, которые работают. Ну, если не могут индексировать, давайте тогда хотя бы делать налоговый вычет в размере до 25 тысяч в год — пойдём тогда хотя бы этим путём! Либо давайте будем их выводить из числа застрахованных лиц, пусть за них не платит работодатель взносы — тогда у них будет индексироваться пенсия, работодателю будет выгодно привлекать на работу лиц пенсионного возраста.

Уход за лицами 80 плюс. Прежде всего, пенсия повышенная, повышенная фиксированная выплата для тех, у кого возраст 80 лет и выше. Надо снижать по возрасту до 75 лет, и уход за этими лицами тоже должен оплачиваться ежемесячно не на уровне 1200 рублей, как сейчас по указу президента, а на уровне минимального размера оплаты труда.

Больная тема — пенсионеры-селяне. Мы регулярно получаем письма, обращения, частично этот вопрос мы с вами решили. Ну почему, если пенсионер-селянин заработал себе эти права, он не может получать повышенную фиксированную выплату, если он сменил место жительства или статус территории поменялся?

Ну и, в конце концов, пропаганда. Вот мы недавно вернулись из Кабардино-Балкарской Республики. В клиентском центре Социального фонда встретили многодетную семью: десять детей, мать пришла по вопросу назначения пособия. И посетили дом семьи Ахматовых: матери присвоен статус "мать-героиня", десять детей воспитала, двое уже взрослые, работают врачами, среднего возраста девочки тоже хотят быть врачами, младшие все хорошо учатся. И это Приэльбрусье, Приэльбрусский район. То есть, получается, такие семьи мы не видим на телеэкранах, нормальные семьи мы не видим, а всякую чушь, типа "Дом-2", прочие передачи, которые на эмоции подсаживают людей, мы смотрим. Пропаганда должна быть усилена, поэтому давайте показывать не "Дом-2", а "многодетный дом", давайте показывать не реалити-шоу про непонятно что, а давайте показывать реалити-шоу про настоящие, крепкие, счастливые многодетные семьи, которые у нас в стране есть, но, к сожалению, про них мало кто знает! И вот через пропаганду можно в том числе решать демографические вопросы, в противном случае у нас и дальше будет фиксироваться убыль населения.

Спасибо за внимание!

@smilemakc © 2020