Как стоит регулировать работу и доходы блогеров, рассказал Ярослав Нилов

По материалам: Российская газета, 15.06.2023

Во Франции принят закон о регулировании доходов блогеров. Им запрещено рекламировать косметические операции, сайты онлайн-ставок на спорт и финансовые продукты. В России нет отдельного законодательства, регулирующего работу блогеров, но все чаще звучат призывы его создать.

Поддерживает практику зарубежных коллег председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов. "Это вопрос дискуссионный", - отмечает он. Не стоит детально копировать французский закон, но стоит обсудить и прописать товары и услуги, которые нельзя рекламировать блогерам. Среди возможных тем, которые стоило бы запретить освещать блогерам в своих рекламных постах, он называет лекарства и медуслуги. И, возможно, четче определить правила нативной рекламы, чтобы подписчики сразу понимали, идет ли речь о личном опыте блогера или о рекламной публикации.

Российские блогеры в своей работе должны руководствоваться, прежде всего, российским законодательством о СМИ и налогах, считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. "Вопрос сейчас остро стоит не в создании новых законов, а в более плотном наблюдении за блогерами", - говорит он. Когда блогеров было несколько человек на всю страну, в этом не было необходимости. Сейчас же, когда речь идет о сотнях людей, которые зарабатывают большие деньги, пришло время заняться этим более плотно.

С тем, что главная задача в правоприменении действующих законов согласен и Нилов. Он сравнивает сегодняшнюю блогосферу с "барахолками" 1990-х, когда многие люди работали в "тени". Сейчас схожий процесс легализации затронул блогеров.

Основные претензии налоговиков к блогерам - в дроблении бизнеса для снижения налоговой нагрузки. Налог на профессиональный доход можно платить, только пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 млн руб. А платить 6% на упрощенной системе налогообложения (УСН) - до достижения лимита в 188,55 млн руб. Но многие блогеры вместо перехода на другой налоговый режим предпочитали "подключать" к бизнесу друзей и родственников и регистрировать новые юрлица. И начало "чистки" блогосферы от таких "дроблений" было предсказуемо, так как через нее проходили другие сферы деятельности в России.

В то же время рост числа самозанятых, среди которых много людей, работающих в интернете, говорит о том, что в целом люди готовы к выходу из "тени". Но в работе блогеров еще остаются неурегулированные моменты. Социальные сети активно ведут и зарабатывают на них, несовершеннолетние. Но зарегистрироваться и платить налоги от своего имени они не могут, напоминает Нилов.

@smilemakc © 2020