Банки должны работать на рост экономики и повышение уровня жизни

Центробанк вновь оставил свою ключевую ставку на уровне 7,5 процентов. Значит, по-прежнему кредиты для малых, средних и крупных компаний, которые работают в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте будут стоить минимум 12-15% годовых. В большинстве случаев они выше, к тому же нужен залог под кредит. Рентабельность большинства машиностроительных и других обрабатывающих производств значительно ниже, чем проценты за кредит, и как в этих условиях строить новые предприятия и модернизировать существующие. Собственных средств после уплаты налогов у большинства предприятий недостаточно для инвестиций. Обычная пропорция для развития — это 50% собственных средств и 50% заёмных.

Для ряда производств в высокотехнологичных отраслях, в сельском хозяйстве правительство выделяет из бюджета деньги для банков, чтобы те выдавали так называемые льготные кредиты с более низкими процентами.  Но дефицит бюджета уже сложился на уровне более, чем в 3 триллиона рублей, то есть расходы существенно превышают доходы. Денежные аппетиты банков, как видим, распространяются и на бюджетные средства, которые сегодня нужно в большей мере направлять на нужды армии и развитие оборонно-промышленного комплекса.

Сообщил Центробанк и о том, что инфляция замедлилась и находится на уровне 4%. Как обычно, снижение инфляции он вменяет себе в заслугу, вот когда цены ускоряются, он, как-бы, не при чем. Ответственность нулевая. А замедление роста цен сегодня – это следствие «стабилизации» денежных доходов населения, спрос растет медленно, по многим позициям он даже снижается, из-за высоких оптовых и розничных цен. А это, в свою очередь, является результатом недостаточного роста инвестиций в экономику по причине недоступности кредитов.

Кредиты слишком дороги для создания новых производств и реконструкции существующих. Своих средств недостаточно ни у малого, ни у крупного бизнеса для быстрого подъема всех отраслей машиностроения и других секторов экономики. В валовом продукте доля инвестиций в основной капитал менее 20 процентов. А для экономического роста надо 25-30%. Вот этот недостаток и создают банки высокими процентами за кредит. Поэтому наша экономика растет недостаточными темпами не только из-за внешних обстоятельств, но и в следствии проводимой финансово-кредитной политики.

Прогнозы Центробанка на развитие экономики сводятся к тому, что она «адаптируется» к новым условиям, а в следующие два-три года начнет расти с темпом 2-3%, что явно недостаточно для поддержания конкурентоспособности экономики. Отдельные высокотехнологичные отрасли, сельское хозяйство, безусловно, на подъеме, но немало технологий и производств, которые были утеряны за последние годы, надо восстанавливать и развивать.

Банки живут за счет тех денег, которые физические и юридические лица размещают на депозитах. А вот как расходуют банки эти деньги, правил нет. Федеральный и региональные бюджеты по всем статьям доходов и расходов принимаются в форме законов. У банков – свобода в расходовании средств, которые им доверили вкладчики. И зачем банкирам изучать технологии судостроения, самолетостроения, особенности технологий всех других секторов экономики, чтобы со знанием дела вкладывать в эти производства деньги, заботиться о развитии сбалансированной и диверсифицированной экономики. Зачем, когда надо извлекать прибыль, а это основной мотив деятельности банков как коммерческих организаций по торговле деньгами и ценными бумагами.

 Где выше прибыль: в кредитовании реального производства или в приобретении облигаций федерального займа (ОФЗ), когда можно просто стричь купоны ? Высокую прибыль приносит также купля-продажа валюты вследствие так называемого плавающего курса рубля. Здесь забот меньше, чем в работе с реальным производством, а прибыль выше. Можно также выделять средства для экспортно-импортных операций, где высокая маржа оправдывает риски. Интеллектуальный потенциал банков изобретает все большее количество банковских «продуктов», фьючерсов, опционов, свопов и разного рода деривативов, чтобы максимизировать свою прибыль по отношению к депозитам. В конечном итоге, они так увлекаются этими финансовыми играми, что надувают из этих финансовых бумаг-инструментов большой мыльный пузырь, который лопается при явном перегреве экономики. И куда тогда направляются банки – к Правительству за бюджетными деньгами. Уже в нашей новейшей истории это происходило не раз.

Вот это надо менять. Свобода тратить деньги вкладчиков, увлечение погоней за легкой прибылью, оборачивается банковскими кризисами, когда, повторяем, из государственной казны выделяются масштабные средства, чтобы не допустить банкротство многих предприятий и кризиса во всей экономике. Целесообразно в Госдуме рассмотреть вопрос о направлениях расходования средств банков и ввести определенные лимиты для инвестиций в основной капитал. Например, не менее 30 процентов на эти цели, а не 10 процентов, как сегодня. Это не нормативы резервирования, которые мертвым грузом лежат в Центробанке, а реальные средства для кредитования предприятий под невысокие проценты. Вот тогда и пойдет развитие экономики и повышение уровня жизни с темпом пять и более процентов.

Практически не затрагивается вопрос о том, что Центробанк в соответствии с Конституцией РФ отвечает за стабильность рубля. А вот этого как раз нет. Девальвация рубля, которую мы периодически наблюдаем все последние годы, приводит к росту цен на продовольствие и другие товары. Многое мы продолжаем закупать по импорту, теперь в основном из дружественных стран. Это и семена капусты, моркови, картофеля и других сельскохозяйственных культур, это и машины, и оборудование почти для всех отраслей экономики. Поэтому и девальвация рубля ведет к росту цен. Центробанк должен просто исполнять то, что положено ему по Конституции, а также подготовить предложения по своему активному участию в росте экономики и благосостояния граждан.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020