Правительственный час, 31.05.2023
Л.Э. Слуцкий:
Буквально несколько лет назад в этом зале мы вставали и аплодировали после голосования о присоединении к ЕАЭС Армении, Кыргыстана. В то время в стране начался настоящий Евразийский бум – мы были одержимы новыми идеями Евразийской интеграции, которую впервые на современном этапе представил первый президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, выступая со знаменитой своей лекцией в стенах московского университета в 1994 году.
Далее произошли процессы, которые предшествовали современному этапу Евразийской интеграции. В октябре 2011 года лидеры России, Казахстана и Белоруссии опубликовали программные статьи в газете «Известия». Очень интересная была статья того же Нурсултана Абишевича Назарбаева, которая называлась «Евразийский союз: от идеи к истории будущего». Там автор Евразийской идеи говорил о том, что скоро голоса наших парламентариев будут звучать с трибуны Евразийской межпарламентской Ассамблеи, наднационального органа, объединяющего парламентариев наших стран. Там говорилось о единой Евразийской валюте, денежной единице и о многом другом.
Но когда большой Евразийский договор, Астанинский договор увидел свет, когда началось действительно реальное единое экономическое пространство, с 1 января 2015 года, многие разделы, в том числе и по той тематике, которую я только что озвучил, вспомнил, ушли из этого договора. И именно с подачи Казахстана.
Очень непросто работать с казахстанскими партнерами, хотя у нас теснейшие отношения, по всем направлениям, но что касается Евразийской интеграции – здесь не просто. и не только с ними. В частности, казахстанское руководство и обе палаты парламента, мажилис и сенат, считают, что ЕАЭС должен быть объединением чисто экономическим, в то время как мы продолжаем проводить линию, что в ходе Евразийской интеграции должна одной из стержневых, стволовых быть гуманитарная составляющая.
Действительно, мы открыли 1 сентября 2015 года школу им. Чехова в Бишкеке, но на юге Кыргыстана, в Джелалабаде, в Оше русские школы закрылись. И то, что этот процесс сейчас пошел вспять, это очень и очень важное достижение.
Тоже самое конечно и по Армении – очень много проблемных точек, учитывая отсутствие общей границы, и в том числе таможенной.
Вместе с тем Евразийская интеграция разноскоростной, но очень важный процесс, продолжает развиваться. Продолжает двигаться вперед.
ЕАЭС также, как Шанхайская организация сотрудничества, также, как и проект, инициированный КНР «Один пояс – один путь», является одним из знаковых, наиболее продвинутых интеграционных проектов на пространстве большой Евразии. Те фундаментальные основы Евразийской интеграции, которые были провозглашены еще более десяти лет назад – свободный рынок труда, услуг, капитала, рабочие силы – по всем этим составляющим есть явное движение вперед. Евразийская комиссия работает над продвижением ключевых проектов. И действительно, технические регламенты Евразийского союза стали сегодня для пяти стран, членов ЕАЭС, обязательной нормой при реализации любых решений и на любом уровне.
Безусловно, очень важное значение сегодня имеет логистика, транспортная дипломатия. Участок 162 км Решт - Астара которого не хватает сегодня, чтобы была единая железная дорога от порта Бандер-Аббас на Персидском заливе до границы Ирана с Азербайджаном, от иранского Решта до Азербайджанской Астары – это отделяет нас от ситуации, когда товары, а это 10 млн. контейнеров из Индии, из Пакистана, судя же, наверняка, будет присоединяться в перспективе и Китай, шли не через Суэцкий канал и черноморские проливы, а именно по международному транспортному коридору «Север-Юг». Этот действительно значимый макропроект, стратегический проект в своем поле зрения. Думаю, что он, безусловно, несмотря на все подводные камни, будет реализован.