В Госдуме заслушали отчет кабмина за 2022 год в рамках так называемого «правительственного часа».
Для нашей страны это был очень непростой год. Беспрецедентные санкции со стороны Запада заставили быстро менять логистику, схемы поставок товаров, переориентироваться на рынки восточных и южных стран. Экономика России доказала свою гибкость и устойчивость даже в условиях фактического объявления экономической войны, теперь уже не только экономической, со стороны Запада. Следует подчеркнуть быструю и ответственную работу правительства по недопущению дестабилизации продовольственного, фондового и валютного рынков, а также рынков промышленных товаров. За исключением достаточно высокого роста цен (порядка 12 процентов) потребители не почувствовали перебоев с продовольственными и другими товарами.
Продовольственная безопасность страны находится на высоком уровне, хотя закупаем продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья еще довольно много. Много завозим сыров, молока, говядины, сливочного масла, фруктов, овощей. Но программы по импортозамещению намечены серьезные и долгосрочные, экспорт продовольствия из России будет все в большей степени опережать импорт при полном насыщении внутреннего рынка. Масштабы развития сельского хозяйства у нас огромные и в этом состоит одно из важнейших геополитических преимуществ России. Поставки продовольствия, энергоресурсов и уважительное отношение к суверенитету государств позволит России стать притягательным центром для многих стран Азии и Африки. За этими странами будущее мировой экономики и политики.
В целом общий объем российского экспорта существенно превышает объем импорта. А вот в странах Евросоюза и США растут долги, увеличивается внешнеторговый дефицит – потребляют они больше, чем производят и цены там сейчас растут быстро. Например, в Британии в 2022 году продовольствие подорожало на 17 процентов.
Успехи по недопущению экономического кризиса в нашей стране очевидны и впечатляющи. Программы развития существуют по всем направлениям экономики и социальной сферы. Ситуацию удалось стабилизировать, теперь следует переходить к более быстрому экономическому росту. Необходимо более энергично задействовать все резервы и факторы роста промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства – это увеличение внутреннего спроса, быстрое импортозамещение, создание и применение новых технологий, развитие взаимовыгодных кооперационных связей с дружественными странами.
До сих пор многие находятся под впечатлением визита в нашу страну китайских руководителей. С политической точки зрения – это явная и недвусмысленная поддержка нашей страны. В экономической области намечены масштабные проекты в области финансов, энергетики, транспорта, всего в восьми основных областях социально-экономического развития. Программы строятся до 2030 года. Россия и Китай берут на себя обязательства по успешной реализации намечаемых совместных проектов. Для нас важно обеспечить строгую дисциплину и качество реализации своей части совместных проектов. От этого зависит и дальнейшее развитие наших отношений с Китаем и другими дружественными странами. Китайцы народ прагматичный, четкий и дисциплинированный. Нам здесь также надо проявить свои лучшие качества и в управлении, и в создании новых технологий, чтобы возникла обоюдная заинтересованность в промышленной и технологической кооперации.
В России можно реализовывать масштабные проекты в энергетике, машиностроении, сельском хозяйстве, на транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве. Мы заинтересованы в прямых инвестициях. Но главное здесь не попасть в экономическую и технологическую зависимость, теперь и от дружественных стран. Развитие экономических связей с другими государствами необходимы нашей стране, изоляция опасна и в политическом, и экономическом смысле. Опасна она и для тех, кто вводит санкции и стремится загнать Россию в угол. Многие на протяжении нашей тысячелетней истории пытались это сделать, но не вышло. Не получится и сегодня. Коллективному Западу надо понять, что, воспитывая враждебность молодежи и всего своего населения к России, он рискует приблизиться к войне. Мы-то хорошо помним все ужасы войны. А вот «новое компьютерное поколение» эти ужасы не представляют. Благоразумие должно возобладать в отношениях между странами.
Но сегодня нам надо вести более жесткую экономическую и внешнюю политику по отношению к коллективному Западу. Через несколько лет Запад поймёт зависимость от России не только по ресурсам, но и по международной логистике, по интеллектуальному и духовному потенциалу. Россия стимулировала экономическое развитие западных стран. Старый лозунг «против кого дружить будем» скрепил сегодня связи между США и европейскими странами, к которым, увы, примкнули и «братья славяне». Представьте – нет связей с Россией, так они же между собой перессорятся, будут искать новые конфликты, так как рыночная конкурентная экономика воспитывает бойцов, которые стремятся ослабить и даже уничтожить конкурента. Без ожесточенного соперничества они не мыслят ни политической, ни экономической жизни.
Нам надо смотреть на развитие страны с точки зрения геополитики. В мире идет дальновидная жесткая борьба за нефть, газ, лес, золото, воду, землю и другие ресурсы, которые остаются вечными ценностями для людей в отличие от напечатанных денежных знаков. Дело не в этих примитивных ухмылках по поводу теории заговора. Таков мир, таков конкурентный механизм и внутри страны, и между странами.
Россия открылась западным странам, а что получила взамен? Дело не только в недоброжелательности (причем многовековой) к «этой дикой стране», которая не раз спасала другие страны от уничтожения. Дело в стремлении США к власти и ресурсам.
Россия богата ресурсами, но очень уязвима геополитически, что доказывает вся ее многовековая история, когда через каждые 30-40 лет войны, революции, перестройки, реформы. Почти вся российская история — это борьба за выживание. В будущем огромность нашей страны также не будет давать покоя нашим мировым конкурентам. Экономические интересы по производству все новых и новых товаров в потребительских государствах требуют нефти, газа, металла, древесины, воды, земли.
Сегодня надо быстрее задействовать все стимулирующие инструменты налоговой, тарифной и бюджетной политики. Выделение бюджетных средств не должно вести к иждивенчеству и постоянному ожиданию субсидий и субвенций, а служить мотивом и средством дальнейшего развития, расширения налогооблагаемой базы в каждом регионе страны. Сколько можно говорить о вредном влиянии налога на добавленную стоимость на развитие машиностроения, необходимости уменьшения его ставки для высокотехнологичных отраслей? Сколько раз можно повторять о том, что приведение внутренних цен на топливо, электроэнергию к так называемым мировым, только из-за нашего сурового климата и больших расстояний сделают обрабатывающую промышленность и сельское хозяйство недостаточно конкурентоспособными? Чтобы поднять транспортное машиностроение, производство строительной техники и другие важнейшие сектора экономики, надо энергично создавать объединения, холдинги, финансово-промышленные группы с государственным участием. Только не отдавать их в руки финансовых махинаторов. Сколько можно говорить о создании и развитии нефтяной, газовой, зерновой, лесной и других реальных и серьезных бирж с привлечением стран ШОС, БРИКС, СНГ, где торговля должна идти за рубли.
Надо резко снизить зависимость от внешней конъюнктуры, от поставок наших ресурсов в другие страны для пополнения бюджета, а быстро развивать внутренний рынок, внутреннее производство и повышать доходы населения. Надо также сделать упор на развитие всех видов транспорта. Транспортная экономика должна стать одной из основ развития и безопасности страны. Много предложений по совершенствованию экономической политики ещё можно сделать. Но следует также признать тот факт, что правительство начинает более гибко и целенаправленно использовать тарифные, бюджетные и институциональные методы экономической и социальной политики, что позволило успешно пройти сложнейший 2022 год. Для дальнейшего успешного развития страны важно также шире применять методы программно-целевого планирования развития всех основных отраслей экономики и социальной сферы с чёткими расчётами эффективности выделяемых ресурсов и определением ответственности руководителей проектов, определяющих своевременную и качественную реализацию всех намеченных программ.
М.Н. Сидоров