В Госдуме прошел правительственный час на тему «О реализации приоритетных проектов развития энергетики Российской Федерации». В начале речь шла о социальной газификации. Уровень газификации в России составляет 73 процента. В 2022 году газ был доведен до границ более 525 тысяч участков. Не было, однако, предложений по снижению цен на так называемое подключение домов к газу. Почему такая богатая компания как «Газпром» не может существенно снизить оплату этого «подключения» или вообще сделать его бесплатным хотя бы для пенсионеров и многодетных семей, непонятно. Сегодня немало тех людей, которые вследствие низких доходов просто не могут себе позволить это самое «подключение». Красноярский край и сам город Красноярск, а также ряд других городов Сибири и Дальнего Востока до сих пор отапливаются углем, мазутом, а это смог и ухудшение здоровья людей, проживающих в непростых климатических условиях.
Приоритетным направлением является восстановление энергосистем новых регионов России. Работа здесь идет активно, но полностью она может быть завершена только после окончательного освобождения этих территорий.
Крайне важная работа была проделана по переориентации поставок нефти и газа с европейского рынка на рынки Китая, Индии и других дружественных стран. Хотя, безусловно, этим странам выгодно покупать энергоресурсы в России по более низким ценам, но сам факт их поддержки российского экспорта свидетельствует о дальнейшей интеграции между странами ШОС и БРИКС. Тем самым они выказывают доверие России, что так же показывает – Россия отнюдь не изолирована, напротив, она развивает энергетические отрасли и выстраивает долгосрочные экономические взаимоотношения с теми странами, которые набирают все больший экономический и политический вес в мировом хозяйстве.
При реализации приоритетных проектов развития энергетики следует руководствоваться определенными принципами:
- Россия была и будет ведущей мировой энергетической державой, обладающей достаточным потенциалом для эффективного энергоснабжения отечественных потребителей и обеспечения спроса на мировых энергетических рынках;
- энергетика служит надежным фундаментом для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и всех других секторов экономики и социальной сферы;
- государственное регулирование доступа к российским топливно-энергетическим ресурсам, которое должно обеспечивать их рациональное использование в интересах нынешнего и последующих поколений;
- дипломатическая и, если необходимо, военная поддержка российских энергетических компаний за пределами России при их участии в освоении месторождений нефти и газа, и рынков энергоносителей на территории других стран;
- укрепление сотрудничества со странами – производителями энергии в различных сферах для поддержания взаимовыгодной ценовой конъюнктуры на нефть и газ на мировых рынках;
- использование сверхдоходов от экспорта нефти и газа прежде всего для развития технологической базы страны и обрабатывающих отраслей;
- поворот стратегических интересов России к сотрудничеству со странами Азии для формирования многополярной архитектуры нового мира. Юго-восточный вектор энергетической политики России должен отражать ее роль как центральной евроазиатской державы.
- мировые цены на нефть и газ являются важнейшей причиной политических изменений в мире. Сегодня это отчетливо видно на примере европейских стран и США. Сама власть зависит не только от финансовых активов, но и прежде всего от запасов, потоков и цен энергоресурсов.
В ближайшие годы борьба государств – основных потребителей энергоресурсов за контроль за этими ресурсами будет усиливаться. Экономическая мощь крупных компаний будет брошена на избрание угодных им президентов и премьеров, на подкупы чиновников в нефтегазодобывающих странах. Если какая-то богатая энергоресурсами страна станет вдруг несговорчивой с позиции Запада, то с ней поступят таким же образом, как с Ираком, Ливией. Антироссийские санкции также направлены на ослабление и изоляцию нашей страны. С этих позиций следует рассматривать энергетическую политику и внутри страны.
Ошибочным следует признать утверждение о том, что экономному использованию энергоресурсов препятствуют, слишком низкие цены на них по сравнению с мировыми. С 1992 года уверяли в том, что как только внутренние цены повысятся до мировых, то экономика будет сбалансированной и станет быстро развиваться. В действительности, именно это сдерживало развитие экономики и снижало её конкурентоспособность. Самая мощная в мире по энергетическому потенциалу наша страна может и должна иметь внутренние цены на электроэнергию, газ, нефть ниже, чем мировые. Это наше конкурентное преимущество для обрабатывающих отраслей на мировом рынке.
На цену надо смотреть как на определенную границу, через которую нельзя переходить при данных экономических и социальных условиях. Уровень цены – это задание для конструкторов и технологов по созданию энергоэкономичных технологий и в самой энергетике. Автомобильная промышленность уже давно так работает: под определённую цену производится определённый тип автомобиля. Но внутренние цены на нефть, газ, электроэнергию устойчиво идут вверх, так как энергетические компании недостаточно эффективно управляют издержками производства.
Надо проводить самостоятельную политику ценообразования, чтобы с помощью низких тарифов сделать машиностроение, легкую, пищевую и химическую промышленность конкурентоспособной на мировом рынке.
вкладывать серьезные средства, чтобы возрождать эти высокотехнологичные сектора экономики.
В рамках проводимого Правительством РФ «налогового маневра» отменяются пошлины при экспорте нефти и нефтепродуктов и одновременно возрастает налог на добычу полезных ископаемых. В результате внутренние цены на нефть и нефтепродукты будут возрастать и приближаться к среднемировым. Сегодня нефтеперерабатывающие предприятия уже стали нерентабельными и нуждаются в дотациях из бюджета. Необходимо отменить этот «налоговый маневр» и применять экспортные пошлины для обеспечения стабильности внутренних цен на нефть и нефтепродукты, а также для устойчивого формирования доходов бюджета. А налог на добычу полезных ископаемых надо снизить, чтобы не росли внутренние цены.
В настоящее время нефтедобывающим компаниям выгоднее поставлять сырую нефть на внешний рынок по сравнению с внутренними потребностями. Экспортные пошлины надо так регулировать, чтобы приоритетным направлением нефти и нефтепродуктов был внутренний рынок с целью обеспечения роста промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других секторов экономики
В районах добычи нефти, в Уральском и Приволжском федеральных округах, в больших масштабах распространены так называемые нефтяные пятна от разливов нефти, которые наносят непоправимый ущерб природной среде, загрязняют почву, реки, водоемы. Надо точнее вести расчеты экологического ущерба от масштабной нефтедобычи в нашей стране и учитывать необходимые затраты на минимизацию этого экологического ущерба, понимать, как это повлияет на цену нефти и нефтепродуктов в перспективе.
Осуществляется перестройка финансовых механизмов во взаимоотношениях со странами-потребителями российских нефти и газа, расчеты начинают производиться в национальных валютах. Банку России следует быстрее создавать необходимую финансовую инфраструктуру для расширения объема расчетов в национальных валютах, что будет обеспечивать независимость рубля от колебаний доллара и евро на мировых валютных рынках.
Следует быстрее осуществлять перевод на газомоторное топливо транспортных средств, что дает ощутимый эффект для потребителей. Для этого необходимо быстрое строительство газовых заправочных станций во всех регионах страны.
Необходимо наращивать производство азотных удобрений, что позволяет эффективно использовать природный газ и расширяет экспортные возможности страны. Это дешевле и безопаснее с точки зрения логистики, так как не нужны регазификационные терминалы, а достаточно иметь склады в порту.
Необходимо вернуться к вопросу об организации и расширении биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в рублях с целью обеспечения рыночного ценообразования и предотвращения использования трансфертных цен для уклонения от налогообложения. Было бы целесообразным обязать нефтегазовые компании и нефтеперерабатывающие предприятия продавать через зарегистрированные правительством России биржи до половины своей продукции.
Россия, в силу её геополитического положения между Западом и Востоком, Севером и Югом, больших запасов нефти и газа, будет находиться в центре мировой политики. Как бы ни хотелось малым странам и "государствам-доброжелателям" отодвинуть нашу страну на задворки мировой политики, это не удавалось на протяжении веков, не удастся и в 21-м веке. Но при этом вновь надо повторить, что без развитого машиностроения, науки, высоких технологий страна неконкурентоспособна. Понимания этого пока не хватает. Увлекшись экспортом нефти и газа и создавая видимость внешнего благополучия без достаточных внутренних источников наполнения бюджета страна может быть ввергнута в кризис, если не будет в широких масштабах создавать экспортно-ориентированные производства в машиностроении, авиационной, химической промышленности, сфере высоких технологий. Такое понимание сегодня начинает преобладать.
Явно недостаточно мы работаем с Африкой. Политические визиты важны и необходимы, но они должны подкрепляться конкретными экономическими проектами. Здесь крупный российский бизнес должен активно работать. А там, между прочим, сосредоточено порядка 30 процентов мировых запасов полезных ископаемых. В Мозамбике, на шельфе, открыты месторождения газа, которые по объемам не меньше, чем в Норвегии и Катаре. Там быстро строятся заводы сжиженного природного газа (СПГ), которые уже сегодня составляют конкуренцию всем традиционным производителям, включая и завод «Ямал-СПГ» в России.
Напомню, что Советский Союз имел договора об экономическом и техническом сотрудничестве почти с половиной стран Африки. Мы участвовали в сооружении почти 600 объектов, многие их которых были энергетическими. В 1970-80-х годах в африканских странах работали тысячи наших геологов и энергетиков, сегодня же наши компании слабо работают с африканскими странами. На протяжении последних лет российский бизнес привык к легким деньгам, а для того чтобы страна была действительно энергетической супердержавой надо мыслить не конъюнктурными соображениями, а категориями десятилетий. Сегодня в общем товарообороте Африки с внешним миром США составляет почти 30 процентов, Китай – 40 процентов, а Россия – 2 процента. Поэтому закономерен вопрос, кто будет энергетической супердержавой через 10-15 лет, когда активно станут использоваться энергетические ресурсы Африки? Надо иметь в виду также политический аспект: 54 страны Африки составляют почти четверть членов ООН и их голос имеет важное значение при принятии международных решений.
М.Н. Сидоров
Фото: xdbi.ru