Существует концепция «Долгой войны», разработанная в США, согласно которой война может вестись под знаком гуманитарного мандата НАТО «Обязательство по защите», включая войну с терроризмом. Сегодня они это делают и без всяких мандатов.
Было бы целесообразным подготовить и принять резолюцию государств-членов ШОС и БРИКС с осуждением нетрадиционных методов ведения войны, включающие тайные операции спецслужб, экономические санкции, «точечные» смены режимов одновременно в разных регионах мира.
Глобальная милитаризация служит инструментом, с помощью которого структуры объединенного командования США делят мир на географические зоны контроля Вашингтона. Американские военные базы и объекты расположены в 150 странах мира.
Нужны более активные совместные дипломатические меры со стороны России, Китая и других дружественных нам стран против военно-политического доминирования США, подчиняющие политические режимы разных суверенных государств интересам США под предлогом развития демократии и защиты прав человека. США сегодня – это Германия 1930-х годов со стремлением к мировому господству. Нагнетают напряженность, чтобы все им подчинялись.
Ежегодно в США проводится неделя «порабощённых народов». Там до недавнего времени можно было найти Украину, бывшие прибалтийские республики, но нет упоминания ни одного из более чем 300 индейских племён.
Надо в России ввести подобную неделю «порабощённых народов», включая индейские племена в США и те страны, где располагаются американские военные базы и фактически введено внешнее управление со стороны США. Они нагло наступают, а мы все оправдываемся.
В меморандуме Совета Национальной безопасности США (1953 г., №112) есть запись: «Переговоры – это орудие в политической войне». При этом ни одна страна в мире в 19-ом и 20-ом веках и в начале 21 века не вела столько объявленных и необъявленных войн и военных операций, как США. Еще одна выдержка из «Меморандума Совета национальной безопасности США «Цель США в отношении России» от 18.08.1948 года»: «Наша первая цель в отношении России – поощрять и активно содействовать путем применения средств, граничащих с войной за уничтожение советского влияния в Восточной Европе и превращение этого региона в сферу нашего влияния. Вторая цель – изменение границ Советского Союза и отделение от него в первую очередь Балтийских стран и Украины. Для этой цели надлежит поощрять и инициировать любые сепаратистские движения в Советском Союзе, ибо сепаратистские движения, правильно организованные, являются самым лучшим средством для уничтожения Советской мощи и расчленения СССР». И эти цели были достигнуты. Теперь практически тоже самое они организуют против Российской Федерации. Каковы же наши цели в отношении стран СНГ, Европейских стран и США? Они до сих пор четко не сформулированы.
Каким образом США удалось присвоить себе имидж главного «миротворца» планеты в глазах общественности целого ряда стран, особенно Восточной (теперь-Центральной) Европы? Ведь это им удается делать. Наши СМИ и наша дипломатия здесь явно проигрывают. Активнее в этом отношении надо работать нашим послам в других странах. На Украине, например, был Зурабов и прочие – они что не видели, как там готовят врагов?
Внешняя политика опирается на эффективную внутреннюю политику. Думаю, что нельзя рассчитывать на усиление влияния России и повышение ее привлекательности при недостаточно эффективной финансово-экономической политике, невысоком уровне жизни в стране и бегстве капитала. МИДу с опытными послами, сотрудниками надо помочь избавиться от рыночных иллюзий, чтобы развивать страну и не слушать тех, кто привел, и уже не раз, страну к кризисным явлениям.
Есть же опыт Южной Кореи, Китая, Сингапура и других стран, который можно проанализировать и с учетом собственного и «царского», и «советского опыта предложить руководству страны внятную программу быстрого развития экономики, чтобы внешняя политика опиралась не только на военную мощь, но и на здоровую экономику, на привлекательность страны.
Экономический блок Правительства слаб, нерешителен, ничего серьезного не может предложить уже много лет. Надо МИДу помочь вывести страну на эффективную внутреннюю и внешнюю политику.
Главное – политическая выгода и экономическая целесообразность. Ни с кем не надо дружить «за наши деньги» и не вступать в союзы, которые принесут реальные убытки российскому государству. Одно ВТО чего стоит: за счет низких импортных пошлин мы везем и везем в страну машины, оборудование, электронику, приборы, готовые потребительские товары, теперь из дружественных стран, а свое производство развиваем медленно, включая и импортозамещение. Как только дополнительные денежки приходят от более высоких цен на экспорт нефти и газа, так тут же увеличиваются импортные закупки. Посмотрите на статистику за последние годы. Только прошедший год стал исключением: объём экспорта превысил закупки по импорту почти в два раза, но это было следствием санкций. Но много иностранной валюты не пришло в страну, а осталось за границей, чтобы по логике Центробанка и Минфина не «переукрепить» рубль и не увеличить дефицит бюджета, а также, чтобы не уменьшились прибыли экспортно-ориентированных компаний. А нельзя ли было эти «лишние» деньги направить на социальные нужды и строительство предприятий, дорог и т.д.
Сегодня всем уже стало понятно, что мы не должны полагаться ни на кого. Мы не должны доверять США, Великобритании и политическим союзникам этих стран, которые не раз обманывали Россию. Последнее- это «Минские соглашения», под прикрытием которых Запад создавал украинскую армию, чтобы развязать войну. Мы не должны доверять прибалтийским республикам и странам Восточной (Центральной) Европы, главный принцип дипломатии которых – «предать вовремя», своевременно «переметнуться» в тот политический лагерь, который больше «заплатит» за нападки на Россию. Мы не должны доверять никому, пока не доказано обратное. У нас нет друзей, есть только национальные интересы.
В отношении России ведется «игра без правил», а политические обещания наших «друзей» оказываются обманом. Совесть то хотя-бы проснулась у немцев, французов, поляков, которые с Януковичем в 2014 году подписали мирное соглашение. На следующий день пришли бандеровцы, учинили государственный переворот, а эти подписанты даже глазом не моргнули. Продажные, отвратительные политики.
Заключая любые международные соглашения Россия всегда должна быть готова к тому, что они не будут соблюдаться. Мы не должны спешить с исполнением международных договоров, пока не увидим, что другая сторона приступила к исполнению своих обязательств и делает это добросовестно. Все международные договоренности должны содержать параграфы об одностороннем выходе нашей страны из режима договора без каких-либо условий и санкций.
Самое главное во внешней политике России – это защита ее национальных интересов, которые являются фундаментальными и вечными в отличие от временных, преходящих «друзей» и «врагов» государства. А для всего для этого нужны новые кадры для проведения твердой внешней политики, которая не должна поддерживать чужие интересы, а напротив, отстаивать только интересы нашей страны. И это касается не только дипломатических работников, но и всех наших компаний, работающих в других странах и осуществляющих экспортно-импортные операции.
Важным приоритетом внешней политики является развитие связей со странами Африки и не только потому, что это, очевидно, самая богатая часть планеты по природным ресурсам. Но также и потому, что здесь уважительно относятся к России. В этом направлении мы почти бездействовали. Только сейчас начали проявлять активность. Это надо закреплять и быстро развивать, так как конкурентами здесь являются не только США и европейские страны, но и Китай. Китай уже вложил в страны Африки более 140 млрд. долларов, в том числе в те республики, которые когда-то были в орбите влияния СССР, - Эфиопия, Ангола, Замбия, Танзания, Мозамбик. Многие страны Африки уже имеют высокие долги по отношению к Китаю. Причем, китайцы действуют жестко и решительно. Например, в Джибуте в счет процентов за кредит китайцам разрешили создать военную базу. В Африке уже зарегистрировано более 10 тысяч китайских компаний. Китайцы строят дороги, участвуют в добыче нефти и других природных ресурсов. Они предоставляют кредиты, но с одним условием: всем должны заниматься китайские фирмы, включая персонал от инженеров до уборщиц.
Нам также следует действовать твердо и последовательно в отстаивании своих интересов те только в Африке, но и в других странах.
Необходимо укреплять и лучше финансировать федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом (Россотрудничество). Оно имеет 72 представительства в разных странах мира, а также 80 «Русских домов» и культурных центров. Бюджет Россотрудничества на 2023 год составляет 3,9 млрд. рублей. Безусловно, это явно недостаточно для систематического продвижения русского языка в странах СНГ и других странах. Недостаточно средств для того, чтобы закупать книги и другую печатную продукцию, изданную на русском языке, и распространять ее в других странах. Россотрудничество для последовательно ведет работу по увеличению числа регионов, куда иностранные граждане приезжают учиться по правительственным квотам. На текущий год запланировано почти 30 тысяч человек. Обучение иностранцев в российских вузах — это крайне важное средство сближения стран не для «завтра-послезавтра», а в долгосрочной перспективе. В Африке, например, немало специалистов, которые обучались в советских вузах, а сегодня целый ряд из них занял ведущие позиции в различных министерствах и компаниях. Образование и опытные кадры с государственным мышлением определяют успех внутренней и внешней политики.
М.Н. Сидоров