Перспективы развития Дальнего Востока и Арктики

На завершающем правительственном часе в Госдуме в этом году были рассмотрены вопросы развития Дальнего Востока и Арктики. Напомню, герб России – двуглавый орел. Это не только символ. Это – суть прошлого и будущего страны. Одно крыло символизирует европейскую часть России, другое – российскую территорию от Урала до Сахалина. Ни самолет, ни птица не могут лететь с одним крылом. Чтобы России выжить и развиваться в 21 веке, надо мощно развивать Сибирь и Дальний Восток.

Символы – вещь важная. Но вот и геополитические причины:

            - мировые центры политики и экономики смещаются в Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономическая и политическая мощь Китая, Японии, Кореи скоро превзойдет мощь Америки и Европы;

            - численность населения Азии более, чем в три раза больше, чем США и Европы. Население моложе и быстро увеличивается;

            - экономика стран Азии растет быстрее, чем экономика США и Европы;

            - растущему населению Азии нужны территории, экономике – рынки сбыта товаров и ресурсы для их производства;

            - Сибирь и Дальний Восток, где много ресурсов, но недостаточно развита обрабатывающая промышленность - отличный плацдарм для поддержки быстро развивающихся экономик стран Азиатско-тихоокеанского региона;

            - Сибирь и Дальний Восток – это политическая, экономическая и, возможно, военная схватка между Россией, Китаем и США.

Вывод очевиден. Сегодня стали целенаправленно заниматься развитием промышленности, сельского хозяйства, транспорта, туризма, науки, оборонного комплекса в Сибири и на Дальнем Востоке. Сюда надо быстрее   привлекать трудовые ресурсы, увеличивать население. Иначе, как Россия в 16-18 веках приобрела и освоила эти территории, так в 21 веке агрессивные соседи могут на них претендовать, что они в форме заявлений уже и не стесняются делать.

Геополитике слабо обучают губернаторов и министров. Горбачев и Ельцин ничего в ней не понимали и «обрезали» Россию с юга и с запада. Оставили для России коридорчики на Балтийском и Черном морях, бросили порты, верфи, предприятия. И что, думаете, это не может повториться с Дальним Востоком, если не создать здесь мощный промышленный и оборонный потенциал? Это не шантаж и не страшилка, а возможная угроза 21 века, когда усилятся схватки за ресурсы. Ни Европа долго не проживет без российской нефти и газа, хотя и вводит сегодня санкции, которые разрушают её экономику.  Китай также не сможет быстро развиваться без энергоресурсов, без российского металла и леса. А США- у них по всей планете свои национальные интересы, а по поводу Арктики они не стесняются угроз в наш адрес.

Уже в ближайшем будущем США и Англия начнут провоцировать противоречия, конфликты между Россией, Китаем, Кореей и Японией. Технологии создания конфликтов отлажены у них веками.

Все задачи, как показывает нам опыт даже последних трёх десятилетий, вторичны по отношению к геополитическим проблемам, устремлениям ведущих мировых держав и стран-соседей на ближайшие десятилетия. Мы верим в дружелюбие Китая, но иногда возникают обстоятельства, когда руководители стран уже не контролируют ситуацию. Это может быть нехватка ресурсов, голод, безработица, шантаж со стороны третьих стран.

Поэтому Сибирь и Дальний Восток должны быть экономически крепкими, самодостаточными с развитым оборонным комплексом.

Нужны крупные межрегиональные объединения.

Проблема экономической нерентабельности взаимодействия с «западным крылом» становится все острее. Статистика такова: если до 90-х годов прошлого века Дальний Восток поставлял на внутренний рынок 80% выпускаемой продукции, то в настоящее время – менее 10%. А это означает, что россияне, живущие в центральных, южных и западных районах, в недостаточном количестве приобретают дальневосточные морепродукты, многие виды лесопродуктов, в том числе и вследствие высоких цен, которые по воле новых собственников почему-то устремлены к мировым. «Не хотите покупать по этим ценам- отвезём в Японию, Южную Корею, Китай…». А государевой воли недостаточно, чтобы внутренние цены коррелировали с доходами населения. Недостаточно быстро развивается кооперация между предприятиями Европейской части России и Дальнего Востока.

Высокие транспортные расходы, многократная разница в энерготарифах «разрывают» единое пространство страны, выводят Дальний Восток из схемы обычного рыночного саморегулирования. Без жёсткого государственного регулирования такие проблемы не решаются.

В стране пока слабо работают механизмы, которые позволили бы скоординировать интересы государства, бизнеса и общественных институтов в вопросах, связанных с пространственным развитием территорий. Действия управляющих структур- интеграторов российского пространства не имеют   достаточной стратегической направленности. Есть и территории опережающего развития, есть и программы, но нет комплексного подхода, а упование в основном на частную инициативу пока не приносит обнадёживающих результатов. Мало пока у нас бизнесменов, которые реализуют долгосрочные проекты. Вывозить уголь, лес и прочие ресурсы- с удовольствием, а вот строить крупные перерабатывающие предприятия большой охоты нет, кивают на государственные инвестиции.         Возможность создания «евроазиатского моста» базируется на эффективной государственной поддержке и едином экономическом пространстве. Нужно учитывать тот факт, что стратегические инвесторы в российскую экономику будут претендовать на контроль не только над отдельными проектами, но и над стратегическими пространствами, на территории которых будет происходить их реализация.

Крупные мегарегионы (федеральные округа) должны направить свои усилия на поддержку производственно-финансовых коммерческих крупных ассоциаций корпоративного типа. Речь должна идти о создании межрегиональных промышленных и агропромышленных макрокорпораций (например, «Лес Забайкалья», «Уголь России», «Металл Урала», «Рыба Приморья»), привлечь людей, инвестиции, наполнить внутренний рынок и эффективно конкурировать на внешних рынках.

Масштабные инвестиции в энергетическую инфраструктуру, трубопроводы сами по себе не смогут стать серьезным стимулом для регионального развития и повышения благосостояния населения. Нефтегазовые проекты, развитие магистральных транспортных путей энергоносителей хотя и обладают высокой капиталоемкостью и доходностью, но они формируют незначительную потребность в рабочей силе. Поэтому их реализация способна будет создать весьма ограниченные ареалы благополучия. Машиностроение надо развивать, деревообработку, сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность.

К сожалению, государство отдает дело стратегического прогнозирования и развития регионов в руки крупных транснациональных корпораций, чьи интересы далеко не всегда совпадают с национальными интересами России.

Природно-ресурсные преимущества Сибири и Дальнего Востока сегодня практически не задействованы в качестве конкурентных, а работают больше на партнеров России без достаточного учета ее собственных интересов.

Реализуется стратегия США по сдвигу центра столкновения мировых интересов из Персидского залива через Каспий и Центральную Азию к северо-востоку Китая и к нашему Дальнему Востоку.

Необходима целенаправленная общероссийская политика по опережающему экономическому росту Дальнего Востока. Следует подчеркнуть, что обеспечить его без активной поддержки федерального Центра невозможно. Эта поддержка должна оказываться ещё более решительным применением существенных льгот в налоговой, таможенной и социальной сферах, а также посредством участия государства бюджетными средствами в реализации инвестиционных проектов, важных для России и Дальнего Востока.

Дальний Восток занимает лидирующее положение в России по добыче и запасам ряда полезных ископаемых. Здесь сосредоточено практически 100% добычи алмазов, олова, бора, значительная часть добычи вольфрама и свинца. В крупных масштабах добываются каменный уголь и бурые угли. Активно ведется освоение нефтяных и газовых месторождений. Богатая минерально-сырьевая база во многом определяет структуру экономики региона. Значение этого фактора усиливается близостью со странами АТР, которые являются емким потенциальным рынком сбыта.

Вместе с тем имеются настораживающие моменты в развитии добывающих отраслей Дальнего Востока. Главное – это недостаточные масштабы геологоразведочных работ. В настоящее время прирост разведанных запасов минерального сырья не всегда восполняет объемов добычи, в то время как он должен его превышать на 20-30%. Надо существенно увеличить масштабы геологоразведочных работ, прежде всего, на нефть, газ, золото, железную руду, уголь. Ученые Сибирского Академгородка утверждают, что в Восточной Сибири скрыты громадные запасы полезных ископаемых, включая нефть, которые еще предстоит открыть.

Близость Дальнего Востока к странам АТР, наличие протяженной границы с КНР, незамерзающих морских портов, крупных транспортных артерий создают особые условия для развития здесь интенсивного международного туризма. Уже сейчас значительная часть японских и китайских туристов выбирает Дальний Восток. Местные жители иногда спрашивают: неужели трудно за счет федерального и регионального бюджета построить 15-20 хороших отелей, оборудовать пляжи, места для рыбалки и охоты? А далее – получать постоянный доход в бюджет.

Дальний Восток был бы весьма привлекателен и для российских туристов. Энтузиасты с удовольствием бы путешествовали по хорошим автодорогам из многих городов нашей страны. Вокруг дорог – кафе, гостиницы, сельское хозяйство. Отсюда и рабочие места.

Стратегию развития Дальнего Востока следует четко ориентировать на формирование сбалансированной системы, включающей три основных рынка: внутрирегиональный, внутрироссийский (межрегиональный) и рынок стран АТР. Только при условии реализации такого рода стратегии можно обеспечить быстрое и эффективное развитие этого важнейшего региона нашей большой России.

М.Н. Сидоров

 

@smilemakc © 2020