О текущей ситуации в агропромышленном комплексе и задачах на 2023 год

Пленарное заседание 14.12.2022

А.К. Луговой:

 Фракция ЛДПР крайне позитивно оценивает усилия Министерства сельского хозяйства по обеспечению продовольственной безопасности. Много было сказано о всём том, что достигнуто. Тем не менее хотел бы, как это и свойственно нашей фракции, обозначить несколько конкретных проблем, на наш взгляд, которые мы уже формализовали, уже это внесли и, конечно, готовы вместе с вами двигать.

Я согласен с вашей, Вячеслав Викторович, оценкой действий враждебных стран как жульничества. В качестве примера жульничества приведу смежную с сельским хозяйством отрасль — пивную отрасль, которая одних только акцизов в консолидированный бюджет даёт в год 170 миллиардов. У нас с хмелеводством складывается сейчас такая ситуация: скоро, как в советские времена, будет табличка "Пива нет", потому что усилиями транснациональных корпораций, которые, по сути дела, захватили этот рынок, у нас не развивалось долгие годы хмелеводство, на сегодняшний день в стране только 200 гектаров под хмель. Я хочу обратить внимание, что из хмеля производится не только пиво, но и, например, дрожжи для выпечки хлебобулочных изделий, он используется в таких отраслях, как медицина, кулинария, пивоварение, косметология, хлебопечение и даже ландшафтный дизайн. А покупали где? Покупали в Германии, Чехии, Словакии, Америке. Покупаем и сейчас, но что, если они введут санкции и мы покупать не сможем?

По различным оценкам, ежегодно 12 миллиардов рублей, то есть около 200 миллионов евро, уходило на закупку хмеля за границей. Но мы же можем это и сами развивать! На сегодняшний день только 200 гектаров в Чувашии. Чтобы обеспечить в этом смысле безопасность — а пивная отрасль, как бы мы к ней ни относились... сами понимаете, о чём я говорю, — нам понадобится 4 тысячи гектаров. И вот здесь возникает вопрос: а как всё-таки заставить пивоваров заключать долгосрочные контракты с нашими производителями, как их принудить к этому, как обеспечить мотивацию их на это? С одной стороны, мы их закрыть не можем, потому что без хмеля не будет пивоваренной промышленности, с другой — развития от этого тоже не будет. Для обработки только 4 тысяч гектаров нам потребуется порядка 320 специализированных тракторов, а эта техника не сертифицирована в России, нам понадобится порядка 120 хмелеуборочных комбайнов стоимостью 1 миллион евро каждый. Поэтому нам, конечно, необходимо предусмотреть и целевые кредиты, и программы лизинга и одновременно требуется организовать серийный выпуск данных машин, оборудования в Российской Федерации.

Для повышения уровня инвестиционной привлекательности в сегменте хмелепереработки необходимо отнесение предприятий по переработке хмеля к категории сельхозпроизводителей. В качестве источника финансирования госпрограммы по возрождению хмелеводства следует предусмотреть механизм государственного финансирования, который позволял бы направлять на это 1 процент — всего 1 процент! — от суммы уплаченных пивоваренной отраслью акцизных платежей, это около 2 миллиардов в год. Я думаю, этот вопрос можно рассмотреть.

Второй важный вопрос. Теперь, коллеги, о виноделии. О развитии виноградарства и виноделия мы приняли недавно, несколько лет назад, закон, идёт бурное развитие виноградарства, бурное развитие российского виноделия. Тем не менее того продвижения, которое должно было бы быть, у нас всё равно нет.

А ведь винный туризм важен. Это не только позволяет развивать фермерские хозяйства, но и создаёт хороший образ сельского хозяйства в России. На сегодняшний день у нас в стране рекламировать это невозможно и Минздрав это не позволяет. Но почему? Мы что, вино не пьём, что ли? Все пьём вино, и я с этой трибуны об этом говорю. Развивать это надо? Да, надо развивать. Просто тема токсичная, и боятся о ней более широко говорить.

У нас в Государственной Думе сейчас находится законопроект № 77706-8 (готовится к первому чтению), который расширяет возможности наружной рекламы, но он не решит всех задач. Поэтому, коллеги, нашей фракцией готовятся предложения, мы будем вносить поправки, расширяющие применение рекламы винодельческой продукции, виноградарства, виноделен и винного туризма.

Отдельно хочу сказать, что 30 марта 2022 года на площадке Торгово-промышленной палаты — а я возглавляю Комитет Торгово-промышленной палаты по развитию экономики замкнутого цикла — мы рассматривали тему "Ресурсосбережение в России. Производство удобрений из сельскохозяйственных отходов", которая здесь уже поднималась. На площадке ТПП мы, депутаты нашей фракции, серьёзно рассматриваем эти вопросы. К 2030 году планируется возвращать в хозяйственный оборот до 50 процентов всего сельскохозяйственного органического сырья, и без помощи государства здесь действительно не обойтись. Мы уже несколько лет дискутируем по поводу расширенной ответственности производителей: на товары перенести, на упаковку — баскетбол! Сейчас вроде бы наконец-то появилось поручение президента о том, чтобы перенести ответственность на производителей упаковки. Так и здесь, в вопросах вторичного вовлечения сельхозудобрений нам надо принимать какие-то меры. Мы во фракции подготовили в связи с этим свои предложения. Более того, предлагаем участвовать в дискуссии на площадке Торгово-промышленной палаты совместно с министерством и привлекать отрасль, которая уже серьёзно занимается этим.

Ну и последнее. Хочу сказать, что, конечно, рекордный урожай — это прекрасно, но перед нами стоят и вызовы. Вы понимаете, о чём я говорю. Ну, во-первых, большой урожай надо собрать, во-вторых, надо его потребить внутри страны и достойным образом продать. Мы в последнее время сталкиваемся во многих отраслях с мнением, что сильный рубль не способствует нормальному экспорту. Надеюсь, что вот все эти риски, вопросы внутреннего потребления и организации экспорта зерновой продукции Министерством сельского хозяйства будут правильно решены. И мы, конечно, в этой связи должны занять жёсткую позицию по отношению к враждебным нам государствам.

Спасибо за внимание.

@smilemakc © 2020