О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах России

Парламентские слушания Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры

 

Б.А.Чернышов, Заместитель Председателя Государственной Думы от ЛДПР 

Во-первых, позиция фракции ЛДПР всегда сводилась к тому, что в России ключевой аспект развития экономики – это транспортная сфера, транспортная инфраструктура и, прежде всего, восприятие людьми, насколько она качественная, удобная. Все это и выводит континуум политического вопроса. Это действительно очень важно. Поэтому социальный комфорт в этой среде является одним из ключевых вопросов.

Смотрите, крупный мегаполис, город Москва. Когда ты выходишь из дома, попадаешь на остановку – ты сам выбираешь, каким транспортом ты будешь пользоваться, как вовремя он приходит, насколько удобно внутри. И здесь очень важно смотреть, что и производители, и региональные, муниципальные власти, которые закупают тот или иной транспорт, особенно электрический, не так часто следят, что называется, за «начинкой». Говоря о том, что, подводя все под одну гребенку, в северных регионах, городах, где отличается климат от южной части – если сравнить Ямал и Краснодарский край – совершенно разные климатические условия. И мы видим, что в погоне за дешевизной, так или иначе, руководители, понимая тот или иной бюджет, который перед ними стоит, пытаясь сэкономить, покупают тот или иной транспорт, который, по большому счету, для граждан является не таким эффективным – в нем холодно, либо технические характеристики транспорта не позволяют его использовать по той продолжительности пути следования, на которой он может быть использован.

Это все те вопросы, которые есть.

Вы знаете, здесь это действительно вопрос про политику.

Но также это вопрос и про подготовку кадров – какие кадры работают непосредственно на линии, с одной стороны. А с другой стороны, кто обслуживает, технически обслуживает – специалисты, которые занимаются подготовкой, выпуском на линию, на дорогу машин. Это все ключевые вопросы.

И сегодня в системе среднего профессионального образования, либо в той программе, которая недавно была запущена, в программе «Профессионалитеты» мы все пытаемся найти ответы на эти вопросы. Есть ли они? Качественно ли работает система профессионального образования при подготовке водителей. С одной стороны. С другой стороны тех людей, которые постоянно занимаются эксплуатацией машин. Мне кажется, нет.

Мне кажется, это еще потому, что сегодня не совсем качественно во многих регионах, во многих муниципалитетах выстроена работа системы профессионального образования. Когда представители муниципалитета могли бы прийти в учебное заведение и дать нормальный заказ в позиции трехстороннего договора – «студент – образовательная организация – субъект, или муниципалитет». И сам студент.

Это все эти ключевые вопросы, которые сегодня стоят перед системой образования. Ведь качество тех людей, которые работают ежедневно с машиной сказывается и на эксплуатации, сказывается и на социальном комфорте, о котором я говорил.

И третий вопрос – это, безусловно, вопрос, связанный с наукой. Я сегодня при подготовке к данным слушаниям зашел на сайт Российского университета транспорта. Те вопросы, о которых говорил В.В. Володин и другие коллеги, говоря о том, что те или иные комплектующие из других стран привозятся – и литий, и батареи, даже шины в некоторых случаях могут быть привозными, завозными. И тут я увидел, что на сайте РУТ был прекрасный НИИ – «НИИ транспорта и транспортного строительства». Ну, казалось бы, этот НИИ мог бы заняться этими ключевыми вопросами и изучить эти ключевые позиции, дать решения, подготовить специалистов, кандидатов, докторов наук – они все могли бы предложить эффективный способ работы с технологией. Но он был закрыт – 31 марта 2022 года ликвидирован этот НИИ.

И так очень много научно-исследовательских учреждений, которые бы сегодня крайне важно могли бы работать по тем отраслям экономики, которые нуждаются в самомобилизации, были закрыты – их нет.

Готовят ли отраслевые университеты, либо университеты федеральные необходимое количество специалистов? Ответ спорный. И вопрос вообще подвешенным остается.

Это все ключевой момент - вопрос кадров был и остается всегда основным и самым глобальным.

Сегодня, когда уходят просто научные школы – и из-за возраста, и из-за других специфических вопросов, у нас остается главный вопрос – а кто придет на их место? Кто будет заниматься развитием системы транспорта, кто будет предлагать иные технические решения?

Давайте посмотрим на прекрасный проект Министерства высшего образования и науки, с одной стороны, а с другой стороны Министерства промышленности и торговли – инжиниринговые кластеры, соответственно, инжиниринговые центры, которые созданы при многих университетах. Да, они занимаются – кто-то оборонной темой, кто-то транспортной темой, кто-то вопросами подготовки иных сплавов и металлов, как во Владимирском государственном университете. Все это вопросы ключевые, которые остаются.

Но почему мы не используем в тех вопросах, которые являются ключевые сегодня, особенно вопросы городского транспорта. Недаром в Госдуме проводятся сегодняшние парламентские слушания.

Поэтому есть ряд предложений. Прежде всего провести большую ревизию и понять, какие научные школы сегодня не способны по разным причинам дать результат. Поработать с РАН в новом составе руководства, чтобы были комплексные предложения по развитию целых направлений.

И, прежде всего, задать вопрос – как система среднего профессионального образования готовит кадры в этом ключевом и самом важном для государства сегодня направлении.

Спасибо большое!

@smilemakc © 2020