Пленарное заседание 13.09.2022
О проекте федерального закона №192680-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в России"(в части введения федеральных основных общеобразовательных программ)
Б.А.Чернышов, заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР:
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит данный законопроект. Ну и можно было бы на этом закончить — вы бы поблагодарили меня за краткое выступление, — если бы у нас не было определённых опасений, мнений и предложений дополнительно к теме обсуждаемого законопроекта.
Безусловно, федеральные основные общеобразовательные стандарты — это очень хорошо, и эта идея родилась не на пустом месте. Когда читаешь учебники истории, когда слышишь определённое мнение педагогов, кажется, что без этого никуда, без этого не обойтись. Вот давайте посмотрим просто некоторые вещи.
Вот говорят, зачем нужно уменьшать нагрузку либо формулировки искать для учебников, ведь с детьми нужно работать. Да только вот мы так работаем с детьми, что они либо должны запомнить, либо разбираться в каких-то непонятных терминах. Ну вот, допустим, зачем использовать сложные термины, к которым даже не даётся расшифровка? "Западники являлись апологетами реформ Петра I". Ну что это за фраза, какие слова? Зачем для детей усложнять? Мы просто не понимаем, наверное, тогда цели образования: для кого и для какой системы координат мы воспитываем детей в духе таких учебников и учебных пособий? Это странно как минимум. Ну и относительно того контента, который содержится в ряде учебников, который пропускают вот эти комиссии, эксперты, коллективы, знаете, приведу одну замечательную фразу Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина из выступления в апреле 2021 года в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию: "Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Всё что угодно там написано, и о втором фронте, только про Сталинградскую битву ни слова не сказано — бывает и такое".
Безусловно, когда мы говорим о новых стандартах и об авторских коллективах, мы очень хотим понимать, как они будут отбираться. Вот мы говорим, что за пять лет должны подготовить новую линейку учебников — да, это очень хорошо, ну это просто прекрасно! Но только за счёт каких средств? В регионы кто будет деньги давать и сколько нужно? Дайте нам ответы. Давайте посмотрим региональные библиотеки, муниципальные библиотеки, школьные библиотеки, где хранятся учебники. Что, учебники новенькие там? Что, каждый год дозакупаются? Да ладно вам! Есть регионы, в которых у учебников и по восемь, и по десять лет срок давности, а они не меняются. Всё это вопросы, с которыми мы сталкиваемся.
Безусловно, закон очень важный, мы очень много о нём говорили. Нам нужна единая концепция защиты тех данных, того гуманитарного пула образования, который у нас есть, это ключевая необходимость сегодня. С одними лозунгами, одними заявлениями о том, что да, нужно вернуться в то старое доброе вчера и всё будет хорошо, мы далеко не уедем. Ведь та система воспитания, которая была в Советском Союзе, привела к краху Советского Союза, его привели к краху люди, которые были воспитаны в той системе координат. Да, было огромное количество людей, которые много сделали для нашей страны, это были достойные люди, но были и те, кто в этой системе воспитания создал из себя монстра, который разрушил великую державу. Всё это есть, и нам, к сожалению, приходится учить уроки прошлого.
Давайте посмотрим ещё дальше в историю. Вот пришёл Александр II — начал реформы, в том числе реформу образования, но остановил эти реформы; пришёл его сын Александр III — вернулся к деду, к Николаю I, и вместе с Победоносцевым заморозил Россию и вообще всё движение, в том числе в образовании и где-то ещё. Итог какой? Николай II — революция.
Нам очень важно за лозунгами, о которых мы много говорим (да, нужно возвращаться, да, нужно сохранять, нужно больше патриотизма), не упустить самое главное — детей и ту информацию, которую мы даём, преподавателей и то, как мы их, что называется, формируем, в каких учебных заведениях они учатся. Смотрите, новые образовательные стандарты были примерные. Мы зачеркнём слово "примерные", как нам об этом было сказано, и напишем, что они теперь, ну, самые главные, обязательные стандарты. Что дальше? Всё пойдёт по вертикали и дойдёт до учителя. А учителю что нужно будет? Проходить переквалификацию, перепрофилизацию, чему-то учиться, как это происходит обычно. Я расскажу, о чём я узнал из уст людей, с которыми я встречаюсь, из уст учителей. Вот в одном из регионов учительница, получив 68 тысяч рублей отпускных за весь летний период, отдаёт три раза по 500 рублей за то, чтобы получить, ну, такую бумажечку — сертификат о том, что она прошла переподготовку. От бумажечки ни холодно ни жарко, но деньги на это забирают.
Пора навести порядок в формате подготовки учителей. Ведь требует же кто — региональные системы образования, муниципалитеты, школы и директора. Ну что, навести порядок не можем? Ведь мы у учителя постоянно что-то забираем, что-то вынимаем: здесь отчёты, здесь внеклассная деятельность, тут он на выборах должен всё организовать. А ребёнок, ученик — он так, факультативно. Вот с этим мы должны работать, когда говорим об обязательном формате образования, о едином образовательном пространстве. Освободить учителей, дать им дополнительные возможности, и тогда тот контент... ну, не контент, а ту необходимую информацию, которая должна быть донесена до ребёнка в конце этой цепочки, учителя смогут донести. Иначе мы далеко не продвинемся, мы будем принимать хорошие законы, мы будем смотреть на то, какие учебники производятся и доставляются, но продукт будет один и тот же. Это первое и самое ключевое. Наконец-то мы должны подойти к единому учебнику, который сквозной линией с первого по последний класс будет давать все необходимые возможности ребёнку.