Российские нефть и газ снова находятся в эпицентре мировой политики. Удивляют действия Запада по поводу поставок нефти из России. Вводят эмбарго на эти поставки и почти одновременно объявляют предельные цены на российскую нефть. Хотят, чтобы другие страны, прежде всего Китай и Индия, покупали у нас нефть по более низким ценам, хотя туда она идет и без того с большими скидками. «Западные рыночники», получается, переходят к командной экономике. Хотя ни для кого не секрет, что там издавна существует достаточно жесткое управление крупными компаниями, особенно, нефтяными и газовыми. И сегодня этим «западным рыночникам» должны подчиниться все страны, которые покупают нашу нефть. Но они забывают, что демонстрация мировой власти всегда заканчивалась поражением такого рода властителей, вспомним хотя бы Наполеона и Гитлера.
Как же технически США и Европа хотят принудить другие страны покупать российскую нефть по более низким ценам? Это прежде всего давление на перевозчиков нефти (половина нашей нефти перевозится греческими танкерами), а также отказ от страхования этих перевозок, которые в основном осуществляется страховыми компаниями Лондона. При этом они забывают, что у нас есть свои крупные страховые компании, которые все это могут осуществлять.
Инструментом влияния являются также доллары и евро, с помощью которых можно принуждать и подкупать. Но в Китай и Индию мы все больше товаров продаем за юани, рупии и рубли, здесь расширяется действие национальных валют и, соответственно, уменьшается применение доллара и евро. Поэтому западные страны добьются обратного эффекта – зона обращения доллара и евро будет сужаться, будет снижаться и мировая власть обладателей этих валют. Страны БРИКС намерены создать новую расчетную валюту, с помощью которой, минуя доллар и евро, можно вести торговлю. Агрессивная политика США и европейских стран вызывает все большее неприятие и отторжение в мире, это начинает показывать голосование в ООН по поводу разного рода резолюций против России.
С газом похожая история. Он нужен европейским странам, но они ограничивают его покупки, приобретая более дорогой газ из США. Так же хотят ограничить цены на газ. Замечательные рыночники. Отказываются от долгосрочных контрактов с Россией на поставки газа, перешли на так называемые спотовые сделки, когда цена купли-продажи газа определяется в онлайновом режиме, то есть как бы ежеминутно. Вот и доигрались в рынок, что газ за один год вырос в цене в несколько раз.
Почему такое давление на поставки энергоресурсов из России? Из-за нашей спецоперации на Украине. Запад помог осуществиться и фактически поддержал государственный переворот на Украине в 2014 году, к власти пришли те люди, которые их устраивают и интересы которых можно быстро перенаправить в сторону России как врага Украины. Затем этот Запад молча наблюдал в течение восьми лет за обстрелами Донбасса. Его не волновала гибель мирных жителей. Упорно продвигали военный блок НАТО к нашим границам, начали создавать военную инфраструктуру на Украине, фактически на исконно русских землях. Строили планы военного нападения на Россию. Им все это было можно. А как только мы реально стали защищать свои интересы и обеспечивать безопасность страны, как тут же эти поборники демократии показали свое истинное лицо, лицо агрессора и русофоба.
Нефтяные и газовые компании оказывают в современном мире самое сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, на формирование правительств, избрание президентов.
Нефтяная и газовая промышленность в высшей степени монополизированы. Крупные нефтяные и газовые корпорации относятся к группе самых мощных транснациональных компаний мира. Нефть и газ дефицитны, невоспроизводимы. Можно сделать одну машину и другую, можно вырастить бычков на мясо. Можно каждый год собирать рекордные урожаи пшеницы и риса. Но если за год добыли и потребили 2 млрд. тонн сырой нефти, то именно на это количество тонн уменьшились её запасы. С Луны и Юпитера другие запасы не привезёшь. По крайней мере, в ближайшие 100 лет.
По мере сокращения запасов нефти и газа борьба государств - основных потребителей энергоресурсов за овладение этими запасами будет усиливаться. Экономическая мощь крупных компаний будет брошена на избрание угодных им президентов и премьеров, на подкупы чиновников в нефте- и газодобывающих странах. Если какая-то богатая энергоресурсами страна станет вдруг несговорчивой, то с ней поступят как с Ираком и Ливией
Нефтяная и газовая промышленность — это колоссальные прибыли компаний, занимающихся этим бизнесом. Ни машиностроение, ни лёгкая, ни пищевая промышленность таких прибылей не дают. Там и технология сложная, и о научно-техническом прогрессе, смене товаров, и о рекламе надо думать.
Здесь же надо обустраивать скважины, транспортную инфраструктуру и качать нефть. Товар не портится, продаётся сразу. Рентабельность – десятки и сотни процентов. Влияние на власть и способность самим формировать эту власть огромны. Надо, разумеется, признать, что труд нефтяников и газовиков сложный и очень нелёгкий, особенно в России, в её северных и сибирских регионах. Требуются также крупные инвестиции и новые технологии для добычи нефти и газа на новых месторождениях.
Сейчас много говорят, проводят исследования по альтернативным источникам энергии и тепла (термоядерная, ветряная, водородная, спиртовая энергетика). Их доля в мировом энергетическом балансе мала. Учёные не дают обнадёживающих прогнозов на ближайшие 10-15 лет по созданию новых эффективных источников энергии и тепла, способных заменить нефть и газ в тех широких масштабах, в которых они используются. Поэтому в ближайшие годы мы будем свидетелями драматических событий в мире, связанных с производством и потреблением нефти и газа.
Россия, в силу её геополитического положения между Западом и Востоком, Севером и Югом, больших запасов нефти и газа, будет находиться в центре мировой политики. Как бы ни хотелось малым странам и "государствам-доброжелателям" отодвинуть нашу страну на задворки мировой политики, это не удавалось на протяжении веков, не удастся и в 21-м веке
Проблема в том, что 20 век принёс России страшные испытания — две опустошительные войны. Два раза менялась власть с уничтожением и надругательством над тем, что было прежде. И в 21 веке – вновь испытания и проверка нашей страны на прочность.
Причина объясняется просто — Россия уникально богатая страна. Энергоресурсов здесь не менее 20% от мировых. Но много стран, где этих ресурсов нет или их мало. Отсюда зависть. Отсюда желание пограбить. Или войной, или экономическими методами. Одна из основных причин, почему Гитлер вторгся в нашу страну — нефть. Он хотел стать властелином мира. А энергоресурсов мало. Почти половина германских танков, автомобилей работало на синтетическом бензине. Оно дорого и не очень эффективно. Чтобы стать первой нацией мира Гитлер вторгся в Россию за энергоресурсами.
Рынок энергоресурсов — это прагматизм, конкуренция, жёсткость. Слабых здесь бьют и уничтожают. Одеты в хорошие костюмы с красивыми галстуками, с приветливыми улыбками, а в голове счетчик и вечный рыночный вопрос: кто кого?
Вы заметили, как сейчас многие люди относятся друг к другу? Деньги стали национальной идеей и для отдельного человека. Если с помощью собеседника вы ничего не заработаете, он неинтересен.
Колоссальные прибыли от продажи и перепродажи энергоресурсов делают часть людей богатыми, избранными, остальные стремятся к этой избранности, подчиняя свою жизнь вечной гонке за химерическим богатством. Мало денег — надо больше. Много денег — надо больше. Ещё больше. Дурная бесконечность, в итоге разрушающая планету. Вот что несёт миру западная цивилизация с её безудержным стремлением к наживе и презрением к другим странам.
Из всего этого следует принципиальный вывод. Больше надо сосредотачиваться на развитии своей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, вести газификацию всех городов и сел, тогда и нефти, и газа нам самим больше понадобится. Продавать за границу не сырые нефть и газ, а продукты их переработки, создавая у себя больше рабочих мест, наполняя бюджеты и увеличивая доходы граждан. В дополнение к программам по импортозамещению надо быстро и в больших масштабах реализовывать такую стратегию.
М.Н.Сидоров
Фото: iStock