
Выступление на Правительственном часе по итогам обсуждения доклада Государственной Думе Министра природных ресурсов и экологии России Александра Александровича Козлова.
"О мерах по повышению эффективности разведки и добычи полезных ископаемых для увеличения темпов экономического роста".
15.06.2022
Е.В.Марков :
Уважаемый Александр Александрович, уважаемые коллеги! Чтобы конструктивно покритиковать, нужно сначала похвалить.
Так вот, в своём докладе, Александр Александрович, вы достаточно подробно отразили мероприятия по повышению эффективности разведки и добычи полезных ископаемых. И действительно, большой победой министерства (ну, я так считаю) можно считать серьёзное увеличение объёма финансирования геологоразведочных работ для наращивания минерально-сырьевой базы и агрессивного развития геологической отрасли до 2024 года за счёт как раз нового федерального проекта "Геология: возрождение легенды". Однако, на наш взгляд, этого явно недостаточно с учётом долгосрочных геополитических вызовов, стоящих перед страной.
Перед тем как остановиться на отраслевых проблемах, хочу сказать прежде всего слова уважения тем людям, которые стояли у истоков идеи формирования госкомпании "Росгеология". Это был тот период, когда геологическая отрасль практически полностью была развалена, и государственные мужи, собственно говоря, собрали её костяк и сформировали то, что сегодня называется у нас "Росгеологией". К сожалению, результаты последующей работы оказались во многом отрицательными: научные центры не получили развития и разрушались, средства на бурение не осваивались, государственные задачи не решались, чистые активы компании снизились ниже уставного капитала, добавились какие-то криминальные и аморальные истории в руководстве компании. В последнее время ситуация, конечно, стала выправляться, но работы впереди много. Тем не менее мы поддерживаем стратегическое решение по развитию "Росгеологии" и готовы всячески помогать вам, уважаемый Александр Александрович, как председателю совета директоров, в её дальнейшем развитии.
Теперь остановлюсь на основных проблемных вопросах геологической отрасли, которые, на наш взгляд, требуют системных решений. Прежде всего, это исчерпание поискового задела как по углеводородному сырью, так и по твёрдым полезным ископаемым, низкая эффективность геологоразведочных работ. Для примера. К настоящему времени выработанность запасов углеводородного сырья в традиционных регионах добычи, по разным оценкам, составляет порядка 57—86 процентов. На большинстве уникальных и крупных месторождений углеводородного сырья добыча имеет либо стабильные показатели, либо сокращается. Потенциал доразведки на существующих уникальных и крупных месторождениях в основном исчерпан. Доля запасов углеводородного сырья в нераспределённом фонде недр около 5 процентов.
Что делать? Наши соображения в этой части следующие, их четыре.
Первое. Сегодня компании ведут разведку и подготовку месторождений к разработке, государство же изучает новые территории, устанавливает их перспективность и подготавливает участки к лицензированию и дальнейшему геологическому изучению. Однако уровень региональных работ в России совершенно недостаточен: направления работ есть, ресурсы есть, а работы не проводятся. В связи с этим считаем, что при формировании бюджета на следующий, 2023 год необходимо предусмотреть увеличение государственного финансирования геологоразведочных работ именно регионального этапа, формирование фонда объектов поискового задела.
Второе. По каждой нефтегазоносной провинции России нужна отдельная программа геологического изучения. В ней должны быть согласованы программы геологического изучения, задачи лицензирования и развития инфраструктуры. Необходимо учесть и интересы нефтегазовых компаний. Кроме того, необходимо прекратить конкуренцию между регионами за получение бюджетных средств для геологоразведочных работ и перейти к программному подходу по каждой провинции. Мы считаем, что это достаточно важная вещь.
Третье. Необходимо признать, что, к сожалению, во многом бизнес на поисковых участках превратился в спекулятивный. Участки продают и перепродают, не проводя на них никаких работ, ну, имеется в виду, компании продают, перепродают. Необходимо значительно усилить контроль за выполнением объёмов и сроков работ по поисковым участкам. Это, на наш взгляд, позволит увеличить количество вновь открываемых месторождений в несколько раз.
И четвёртое. Государство могло бы самостоятельно участвовать в поисковых работах. Для этого необходимо в нераспределённом фонде недр выбрать все ловушки с ресурсами свыше 10 миллионов тонн, затем установить очерёдность и бурить по 10—15 поисковых скважин в год, открытые месторождения выставлять на аукцион и выставлять на аукцион открытые запасы. Эти затраты не только окупятся, но и принесут значительную прибыль государству. Такая практика была у нас в начале 90-х годов, вы помните, и государство этим активно пользовалось.
Вторая проблемная точка — это рост доли трудноизвлекаемых запасов, вы об этом говорили, это наш стратегический резерв, который нельзя оставлять без внимания, и уже сегодня надо создавать условия для вовлечения этих запасов в освоение. По развитию технологий разработки ТРИЗ много уже сделано (для вовлечения их в разработку): законодательно закреплено понятие "технологический полигон" при лицензировании, предоставлены лицензии на несколько полигонов, например успешно развивается Пальяновский полигон по освоению баженовской свиты. Однако самое важное в этом вопросе — это контроль исследовательских программ по полигонам, для того чтобы полигоны не превращались в уход компаний от налогов и технологического контроля.
Третий момент — это ввод новых месторождений в разработку. В России сегодня сотни открытых месторождений с запасами, стоящими на балансе, но не введёнными в разработку. В основном это небольшие месторождения, и их статус совершенно различен. Ряд месторождений — в нераспределённом фонде недр и требует лицензирования, часть месторождений не востребована в связи с нерентабельностью, часть не вводится нефтяными компаниями, поэтому необходимо иметь чёткий каталог открытых и не введённых в разработку месторождений в России с определением их статуса и перспектив ввода.
Четвёртое, о чём хотелось бы сказать, — это суверенный аудит запасов. В России сегодня сложилось две системы аудита запасов: традиционная система, которая основана на российской классификации запасов, и вторая, другая система, основанная на международной системе, классификации. Международные аудиторские организации ушли, суверенного аудита мы не создали, поэтому считаем, что эта позиция достаточно важная и над этим нужно работать. Считаем также, что такую работу целесообразно начать хотя в бы в рамках БРИКС, возможно, эта работа получит поддержку наших коллег из других стран.
Пятое. Существует тормоз геологического изучения, и об этом сегодня говорилось, который заложен в законодательстве о государственных (муниципальных) торгах, это наш 44-ФЗ — все поправки, я надеюсь, пройдут в кратчайшие сроки все процедуры, мы их примем и эту ситуацию исправим.
И последнее, о чём хотелось бы хотя бы коротко сказать, это высказаться в поддержку изменений в нормативно-правовой базе в сфере геологии и недропользования, стимулирующих участие частных компаний в региональном этапе изучения недр для повышения изученности территории страны, а также настоятельно посоветовать скоординировать работу с Минпромторгом по программам импортозамещения и параллельного импорта, а то мне кажется, что Минприроды просто самоустранилось, и очень внимательно переосмыслить подходы к старательской добыче россыпного золота, поскольку в сегодняшней ситуации с нормативно-правовой базой в большей степени узаконивается разрушение русел рек.
В заключение хочу сказать, что тот уровень контакта, который у нас сложился, позволяет нам надеяться, Александр Александрович, на активное участие фракции ЛДПР в выработке решений по давно назревшим отраслевым вопросам.
Спасибо большое за внимание.