Пленарное заседание от 17 мая 2022 года
Чернышов Б.А., заместитель Председателя ГД:
Прежде всего, фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, он очень важный.
Важный по двум причинам. Первая и основная – увеличиваются контрольные цифры приема, т.е. бюджетные места. Мы за это бились во время предвыборной кампании, будем продолжать и дальше.
Конечно, надо идти дальше, магистратура — это не единственная ступень, надо привлекать бакалавриат, увеличивать бюджетные места, и аспирантуру. Но вместе с тем пока сами вузы, которые получают эти бюджетные места, не начнут работать совершенно по-новому, ничего учредитель в лице Минобра с одной стороны, либо какая-то частная инициатива, либо регион, либо какой-то иной ФОИВ ничего сделать не сможет.
Проблема аспирантуры не из-за количества. Ведь правильно было сказано и исследования это уже показывают, что наши самые главные кадры – научные кадры. 10% из пришедших в аспирантуру защищают свои диссертации.
Главный вопрос сегодня к нашим университетам – качество образования. И самое важное – нужно понять, как работают наши вузы.
Сейчас Министерство образования после этого законопроекта объявит конкурс – приходите, получайте бюджетные места. Все ли вузы подадут заявки, региональные, друзья? Ответ очень простой – не все. кому-то будет лень, кому-то будет в тягость.
Вообще нужно пересмотреть многих руководителей образовательных организаций, которые сегодня работают, в том числе и в регионах – по 20 лет сидят на своем теплом месте, избираются в региональные заксобрания, пользуясь доверием тех людей, которые либо учатся, либо их родителей. А на самом деле университеты сегодня, многие университеты, не все, стагнируют процесс высшего образования.
И сегодня нужна поддержка Министерства высшего образования и науки в этом вопросе. Когда очень активно и планомерно идет изменение и управленческих команд вузов, и ректоров. Это важный момент.
У нас впервые за долгое время, за долгие годы, наконец-то, стали нормально работать проректоры по воспитанию. Очень важный момент, связанный с образованием.
Я тоже немножко отхожу от конкретного законопроекта, обсуждая вместе со всем залом те проблемы, которые сегодня стоят перед сферой образования и науки.
Конечно же, самое важное сегодня сделать из магистратуры реально действующую и нормальную систему подготовки кадров, но для этого нужно открыть вузы в том числе и кафедры для работодателей.
У нас какой-то вуз, вуз N получает бюджетные места в отрыве от работодателя – по своим программам, со своими задумками у некоторых преподавателей – готовит специалистов, а они выходят на рынок труда и понимают, что они никому не нужны. И это постоянно такая история повторяется – вместо того, чтобы работать постоянно с профессиональными сообществами, с работодателями, изучать рынок труда.
Вопрос был, почему не увеличиваем для бакалавров – хотя постоянно идет увеличение – почему в этом законе это не указано. Но через четыре года совершенно иной рынок труда будет. Нужно сейчас оперативно отслеживать и смотреть за тем, какие кадры придут в экономику в короткой перспективе – через два года. И магистратура это позволяет сегодня.
Теперь очень важный момент – не останавливаться только на магистратуре. Я уже сказал про бакалавриат, уже сказал про аспирантуру, но еще и должны быть специальные возможности бюджетные, факторы, деньги, все это надо выделять в систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Чтобы систему эту за быстрый период времени подготовить под нужды экономики, которая постоянно меняется. Подготовить новые кадры, новых специалистов, которые буквально завтра, через месяц, через полгода придут на рабочее место. Это крайне важно.
Притом, если государство берет на себя такую роль – оценить, какие направления в экономике будут актуальными, которые будут важны для государства, на которые оно выделяет деньги. Вот для этих направлений нужна такая система, где люди могут приходить и получать бесплатные возможности для получения образования по подготовке или переподготовке.
Об этом, к сожалению, мало сейчас говорится. Некоторые регионы, особенно богатые регионы, запускают подобные программы, но это государственная программа и государственная политика в целом.
Но еще очень важно. Я призываю сегодня депутатов ГД, которые находятся в этом зале, активно поработать со своими регионами. Зачастую позиция региона абсолютно наплевательская. Когда ректору плевать на систему образования в вузе, даже в федеральном, относится к ней он спустя рукава, и команда управленцев также относится. Тогда получается, что кадры, которые выходят из этих вузов, абсолютно не нужны для того, или иного региона. И ребята, отучившиеся, получившие образование ищут применение либо в соседних регионах, либо в Москве, СПб, или выбирают для себя путь за рубеж.
В этой связи действительно фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но вместе с правительством, вместе с профильным министерством, вместе с комитетом мы продолжим искать те пути, для того, чтобы увеличивалось не только количество и бюджетные места в российских вузах, но, по большому счету, нужно существенно пересматривать систему работы с вузами в России.