Информационные технологии, как самые современные средства связи и коммуникаций, определяют и экономический рост, и эффективность развития всех отраслей экономики. Нет своевременной, точной информации – нет и хорошего управления ни страной, ни регионом, ни отдельной компанией, нет и безопасности. Об этой проблеме депутаты от ЛДПР неоднократно высказывались на заседаниях Госдумы и в законодательных собраниях регионов. Отмечали, что в военной сфере без информационных технологий просто не обойтись. Управление боями носят сетецентрический характер, когда быстрый обмен данными между штабами управления и действующими на поле боя военными определяет успех боевых операций. Сегодня это чётко проявляется в ходе специальной военной операции на Украине.
Рынок информационных технологий – самый быстроразвивающийся в мире. И у нас в стране он растёт быстро, но отставание от других развитых стран ещё велико. Объем информационно-технологической (ИТ) продукции (это аппаратные средства, программные средства и услуги) в России – это пока чуть больше одного процента от мирового рынка. До последнего времени отечественные ИТ-компании удовлетворяли потребность своего же российского рынка только на четверть. Остальное – это был импорт.
Основной заказчик у отечественных ИТ-компаний — это государственные структуры, а частные фирмы – у них взор был в основном обращён вне своей страны.
Само производство аппаратно-программных комплексов – это часто была «отверточная» сборка из иностранных комплектующих. Сегодня всё надо делать самим и в кооперации с дружественными странами.
Самое легкое – это тратить бюджетные деньги на импортные закупки. В настоящее время необходимо экономически стимулировать и административными рычагами научить чиновников и предпринимателей, и бизнес производить свои товары на своей территории, а не распылять «нефтяные» деньги на откатно-оффшорные закупки и операции теперь по параллельному импорту.
Модным был аутсорсинг, т.е. продажа продукции иностранных компаний нашими российскими фирмочками-посредниками внутри страны. Продвигали и продавали иностранные информационные технологии и продукцию – своего развития было явно недостаточно, и основная прибыль шла за границу.
Многие наши специалисты по информационным технологиям работали по иностранным заказам или уезжали из страны. Наши вузы ежегодно готовят менее 100 тысяч специалистов в области информационных технологий. Этого явно недостаточно, чтобы обеспечить миллионы работающих компаний в разных отраслях российской экономики. Сейчас в стране насчитывается немногим более 400 тысяч программистов. В Индии их более 2 млн., в США – более 1 млн. Сегодня, наконец, расширяется приём по соответствующим специальностям, увеличивается количество бюджетных мест.
Необходимо более строго учитывать кадровую составляющую при разработке государственных программ. Бывает, что выделили из бюджета деньги, и вопрос «закрыт». А какие профессионалы будут эти деньги «осваивать», кто, как, в каком количестве подготовит нужных специалистов?
У Министерства науки и высшего образования должна быть чёткая «стыковка» со всеми министерствами по этому важнейшему вопросу. Нельзя пускать на самотек подготовку нужных специалистов, уповая на рыночное саморегулирование. Доверяли западным «рейтингам» вузов. Наши МГУ, ФИЗТЕХ, МИФИ – оказывались где-то внизу мировых списков, а их выпускников охотно брали и берут на работу мировые ИТ-компании. Сегодня-то ложь и лицемерие Запада проявляется во всей красе. Даже всякого рода рейтинги преследуют политические цели.
Посмотрите любую программу, включая и бывшую «Электронную Россию», и сегодняшнюю «Информационное общество». Основное там – сколько денег из бюджета выделяется и прогноз по результатам, выпуску продукции. Про деньги говорят точно, а про результаты — расплывчато. Как правило, весьма приблизительно рассчитывается эффективность мероприятий программы.
Специалисты, организаторы часто «выпадают» из расчётов. Подготовка кадров, показатели производительности труда, уровни оплаты труда в высокотехнологичных отраслях – это, оказывается, не столь важно. Вот почему и программы не полностью выполняются. Для развития ИТ-компаний сегодня эти вопросы учтены и разрешены, а вот по другим программам они остаются.
Для рыночной экономики электронная связь – кровеносная система. Одно дело как было прежде, звонить из Москвы во Владивосток с целью покупки, продажи, составления договора и другое – мгновенно обменяться информацией по электронной почте. Творцы рыночной экономики образца 1990-х годов не понимали, что без современных средств связи хозяйственные связи между предприятиями будут разрушены. Что тогда и произошло.
Положение только в последнее время стало выправляться. Но следует признать, что по развитию электронного сообщения в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере образования, здравоохранения, особенно на периферии, в регионах Россия мы пока отстаем от других развитых стран.
Высока текучесть кадров в самой отрасли связи и в ИТ-компаниях. Из тысячи занятых более 300 человек увольняются или принимаются на работу в течение года. Движение кадров – вещь нормальная, но до определенных границ. Если каждый третий в течение года меняет работу, то это свидетельствует о нечёткой кадровой политике, о том, что нет стабильности в работе, повышении качества.
Прибыль в отрасли связи, у операторов связи и в ИТ-компаниях больше, чем в машиностроении. Также для сравнения – прибыль в химической и нефтехимической промышленности – в 3 раза меньше, чем в связи.
Это свидетельствует не только о финансовом благополучии отрасли за счет, главным образом, высоких тарифов на услуги сотовой связи, но и о том, что такие ключевые отрасли экономики, как машиностроение и химия, не имеют достаточных финансовых ресурсов для своего развития, обновления производственной базы. Не достаёт у них средств и на развитие нужных им информационных технологий. Рыночное саморегулирование здесь не годится. Нужны взаимоувязанные, сбалансированные программы развития всех ключевых отраслей экономики, чтобы они могли быстро применять современные информационные технологии.
В последние годы быстро растут тарифы на услуги связи. «Конкурентный» рыночный механизм не снижает цены, напротив, способствует их росту. Как это объяснить? Объяснение простое — саморегулирование должно дополняться государственным регулированием. Иначе получим разбалансированное развитие экономики. Мировой рынок не может восполнить все прорехи в собственном производстве, тем более, в условиях санкций. Да и в технологическую зависимость даже от дружественных стран нельзя попадать.
Самое отрицательное явление – это слабое внутреннее производство средств связи, ориентация на импорт.
На многие миллиарды долларов закупали и закупаем мобильные телефоны, компьютеры. Богата Россия – обогащаем иностранных производителей, а свое производство как следует до сих пор организовать не могли. «Наука не та, люди не те, материалы не те». А на самом деле, серьёзно не занимались производством собственных компьютеров, мобильных телефонов, всех нужных гаджетов, нет до сих пор и рекламы своей высокотехнологичной продукции.
Напротив, много и сегодня просителей о параллельном импорте, о снижении импортных пошлин на продукцию, которую в стране как будто невозможно производить.
Занятость, подготовка квалифицированных кадров, создание собственного конкурентоспособного производства – вот, что главное в ближайшие годы. Это вполне решаемые задачи, ими только нужно организационно заниматься, а не только с помощью выделения бюджетных средств.
В сегодняшних условиях надо кардинально менять отношение к наукоемким отраслям. Макроэкономистам думать не только об инфляции и профиците бюджета, но и о развитии отечественного высокотехнологичного производства. А руководителям ведомств, если они взяли на себя ответственность за развитие определенных секторов экономики, твердо отстаивать их интересы для придания нового технологического облика экономике России.
М.Н. Сидоров
Фото: fb.ru