Исполнение бюджета

Госдума приняла бюджет на 2022-2024 годы. Главный вопрос теперь — строгое исполнение бюджета, то есть своевременное и в полном объёме выделение бюджетных средств всем бюджетополучателям, министерствам, службам, агентствам, регионам. Но здесь немало проблем.

Посмотрите на исполнение бюджетов хотя бы за последние три года. Отклонение факта от плана как по доходным статьям, так и по расходным достигает 10% и более.  Причин две. Первая — неточность прогнозов. Дело даже не в том, что Минэкономики плохо прогнозирует. Наша экономика очень открыта. Отношение объемов внешней торговли (экспорт плюс импорт) к тому, что мы внутри производим (к валовому продукту), находится на уровне почти 50%. В США и Германии этот показатель значительно ниже — там экономики более закрытые, больше работают на себя, на свой внутренний рынок, обеспечивая занятость и потребности населения.

На экспорт у нас уходит 30% от того, что производится в стране (в основном, − нефть, газ и так далее), а ввозим более 20% от собственного объёма производства, чтобы обеспечить потребности в еде, машинах, оборудовании. Мировые цены часто меняются, поэтому и бюджетные показатели «плывут» вслед за ними.

Следовательно, надо защищать экономику и доходы населения от «мировых ветров» и санкций. Повышать надо и экспортные, и импортные тарифы. И перестать болтать о «железном занавесе». У немцев и американцев этот занавес работает с помощью квот и тарифов, а мы устроили из экономики, можно сказать, «проходной двор». Везут в страну всё, что попало — контрафакт, продукцию низкого качества. Регулировать надо внешнюю торговлю. Для этого вновь создать Министерство внешней торговли и сеть государственно-частных внешнеэкономических объединений, которые будут осуществлять экспорт-импорт в пользу нашей страны и наших граждан, а не на потребу западных и восточных партнеров. Тогда и бюджет станет устойчивым. Более 60 тысяч компаний сегодня осуществляют экспортно-импортные операции, кто во что горазд, а цель одна — сиюминутная прибыль. Где там стратегия, интересы страны, народа на долгую перспективу? Пора упорядочивать хаос. Вторая причина большого расхождения между законодательно установленными и фактическими показателями — это нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств. Даже по скромным подсчётам Счётной палаты — это сотни миллиардов рублей. Можно было не увеличивать возраст выхода на пенсию только за счет ликвидации этой бесхозяйственности и преступности.

Как и «плавающий рубль», принимаем и «плавающий бюджет». Сами создаём атмосферу безответственности в отношении и доходов, и расходов. Не хватило денег банкам, регионам, стадионам — ничего страшного, добавим из резервных фондов, а то и за счет урезания бюджетных расходов.

Что надо сделать? Одновременно рассматривать отчёт о выполнении бюджета за предыдущие три года и плановый бюджет. И тщательно обсудить по каким статьям доходов и расходов идет сильное отклонение плана от факта. Выяснить причины и учесть в плановом бюджете и не только. Что надо поменять в бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике, чтобы бюджет стал устойчивым

Бюджет зависит и от налогов, и от тарифов, от условий кредитования, от работы банковской системы, таможенной службы. А Госдума все эти вопросы рассматривает отдельно. Это для чиновников удобно: «моя грядка возделывается», а вот, что происходит со всем полем — неясно.

В обсуждении бюджета должны принимать участие и руководители налоговой и таможенной службы, и Председатель Центробанка, но не с часовыми докладами о своих успехах и бесчисленных показателях, а с предложениями от своих ведомств по увеличению доходной части бюджета и повышению эффективности расходов. Полезно двух ‒ трёх губернаторов приглашать с докладами, особенно из дотационных регионов. Понять надо общую картину будущего, а не гонять цифры туда-сюда. Вменить в обязанность надо всем министерствам и госкорпорациям давать предложения о том, как они увеличат будущие доходы. Сейчас они больше заняты выбиванием дополнительных расходов. Без жёсткой бюджетной политики, направленной на рост доходов со стороны всех управленческих звеньев, невозможно быстро повысить уровень жизни населения

Предложил бы также провести Госсовет с докладами ключевых министерств, ряда губернаторов с обсуждением одного вопроса: «Меры по росту доходов федерального и региональных бюджетов». В докладах не надо критики, а только предложения. Отодвинули Академию наук от обсуждения бюджетных вопросов. Только Высшая школа экономики и еще пара «единомышленников» поучают нас, как вести бюджетную и экономическую политику. Поучают уже более двух десятков лет. Но результаты этих поучений не вдохновляют наших граждан с их зарплатами и пенсиями. «Принуждение к бедности» и слабому росту экономики — смысл этих поучений, которые они переводят с английского. И успешно живут, кстати, в отличие от большинства учёных.

Боремся с монополиями (точнее, активно их создаем и в промышленности, и в сельском хозяйстве). Создали монополии в мозгах управленцев. Одна англосаксонская модель должна применяться. Невдомёк, что, во-первых, исторические, географические, военные условия там другие, а, во-вторых, − это наш многолетний противник и хорошего он не посоветует. Все эти советы и нам, и той же Украине оборачиваются отбрасыванием экономики на 20-30 лет назад. Когда же это станет понятно? Немцы и японцы не очень-то подражают Англии и США. Планируют, прогнозируют, управляют и опираются на свои силы. А мы — на «иностранные инвестиции» и советы МВФ. Что ещё можно порекомендовать Минфину и другим ведомствам при исполнении бюджета на 2022-2024 годы?

Наращивать надо строительство дорог. Вот, «Платон» − почти не увеличиваются доходы от этой системы в течение будущих трех лет. Почему? Число грузовиков же растёт. Не кормушка ли здесь? Опять монополия — госкомпания «Автодор» расходует почти все деньги дорожного фонда.  А надо — 3-4 конкурирующих компании с госучастием. Иначе начнутся «откаты» за подряды.

‒ Из бюджета выплачивается разница в процентах по кредитам коммерческих банков агропромышленному комплексу. Банки не только население и предприятия затягивают в долги своими процентами, но и из бюджета устроили «дойную корову». Пора эти банки обязать не менее 10% своих доходов направлять в сельское хозяйство по всем регионам под низкие проценты.

‒ На выплаты безработным гражданам направляется ежегодно более 50 миллиардов рублей. На эти деньги можно создавать немало рабочих мест в регионах, то есть расходы можно превратить в доходы.

‒ Слабо растут субвенции регионам на обеспечение инвалидов техническими средствами. Но ведь число инвалидов увеличивается и обеспечены они колясками и так далее явно недостаточно.

‒ Средства на научные исследования в области национальной экономики почти не увеличиваются. Вот такая инновационно-цифровая экономика создаётся. В целом затраты на науку возрастают, а вот прикладные исследования по отраслям экономики, оказываются не очень востребованными. Хотя явно не хватает вложений в исследования, конструкторские и технологические разработки и в машиностроении, и в химической, пищевой, легкой промышленности. Своё надо создавать на современной технологической основе, и меньше импорта машин, приборов, одежды, сухого молока и всего другого, что надо делать у себя.

‒ Быстро растут расходы на обслуживание государственного долга. Кто заинтересован в наращивании таких долгов? Банки — они просто стригут купоны с облигаций федерального займа. Сокращать надо долги, а не увеличивать.

Поэтому крайне важно, чтобы правительство эффективно и целенаправленно расходовало средства, а Счётная палата и региональные контрольные органы обеспечивали строгий контроль за использованием бюджетных, то есть наших общих денег.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020