Налоги и безопасность

День работника налоговых органов России отмечается 21 ноября. В последние годы быстро растёт сбор налогов – до 20% в год, а вот увеличение доходов населения и рост экономики составляет 1-2%. Администрирование сбора налогов улучшается за счет уменьшения теневой экономики, цифровизации, более чёткой работы налоговых органов, но остаются вопросы эффективности налоговой системы, и стимулировании ею экономического роста и импортозамещения.

В любой политике важны цель и активное продвижение к этой цели. Прежде чем поставить цель, нужно изучить прошлое, историю, мировой опыт. Банальность, скажете. Нет, далеко не так. Изучая частные вопросы без понимания закономерностей, только нагромождаешь еще большее количество частных вопросов.

Налоговые реформы в стране начались с 1992 года. Какова была основная цель введения новой системы налогов? Старая система была полностью отвергнута, потому что в очередной раз пошло строительство «нашего светлого мира», только не коммунистического, а рыночного.

По признанию Джона Литвака, бывшего главного экономиста Всемирного банка по России — основная цель налоговых реформ начала 1990-х годов заключалась в уменьшении дефицита бюджета. Никакой Гайдар со своей тимуровской командой не были авторами экономических, в частности, и налоговых реформ в стране. Авторы реформ в России — это Всемирный банк и Международный валютный фонд. Казалось бы, что плохого: у них за плечами опыт реформ в разных странах.

Но дело в том, что даже по признанию лауреата Нобелевской премии по экономике, бывшего вице-президента Всемирного банка Джозефа Стиглица, у них не было опыта работы с переходной экономикой, тем более такой, как развитая российская экономика. У Всемирного банка и Международного валютного фонда был опыт реформирования стран в Латинской Америке. «Повысим налоги, ликвидируем дефицит государственного бюджета», и все пойдёт как по маслу. На самом деле, даже в странах Латинской Америки эти примитивные рецепты плохо сработали. Не раз эти страны с тех пор сотрясали валютные кризисы, резко вырос внешний долг, внутренний рынок практически захвачен иностранными компаниями, высокая безработица, большой масштаб бедности.

Никогда не признаются представители Всемирного банка и Международного валютного фонда об истинных целях налоговых реформ, как в странах Латинской Америки, так и в России. И Всемирный банк, и Международный валютный фонд — это, по сути, акционерные общества, где служащие выполняют волю учредителей и главных акционеров. То есть наряду с явным непониманием специфики экономики России служащими этих международных организаций, за   рекомендацией о росте налогов с целью уменьшения бюджетного дефицита стояло следующее: резкий спад производства, изматывающая и предприятия, и население инфляция, рост внешнего долга, девальвация национальной валюты. Всё удалось. И многое продолжается до сих пор.

Советчики Всемирного банка и Международного валютного фонда по-прежнему озабочены дефицитом–профицитом российского бюджета и инфляцией. Эти советчики ничего не подскажут, как улучшить налоговую систему для более быстрого экономического роста и повышения доходов (в подавляющем большинстве своем) бедного населения России.

Опять, скажете, реанимируем теорию заговора против России. Заговора нет, успокойтесь. Есть обычная многовековая конкуренция стран между собой в политике, экономике, военных приготовлениях. Речь не о заговоре против России, а о рутинной многовековой конкуренции стран, где за внешней улыбчивой дипломатией используются все средства. Один из главных экономических рычагов здесь — экспортно-импортные тарифы. Иногда их не относят собственно к налогам. Наверно, чтобы увести в тень этот вопрос. Тариф — это арабское слово, которое обозначает постоянный налог, взимаемый при ввозе товаров в страну и их вывозе. В словах тоже надо понимать их первоначальный смысл.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины формируют самую большую часть доходов федерального бюджета. Налог на добавленную стоимость дает чуть более 20%. На третьем месте — налоги за пользование природными ресурсами. Если сложить вместе эти три вида налогов, то получим, что они формируют практически 70% доходов федерального бюджета. Такая налоговая политика, такая экономика.

Вопрос о воздействии экспортно-импортных тарифов на экономику страны гораздо важнее, чем дискуссии о снижении или повышении ставки отдельного налога на 1-2%. Именно поэтому нас пустили в ВТО, но с условием быстрого снижения ввозных пошлин, чтобы импортная продукция убивала собственное производство. Это в странах с развитой экономикой можно месяцами обсуждать подобное изменение налогов. Когда же половина доходов бюджета определяется экспортом нефти, газа и платежами за пользование природными ресурсами — это не более, чем прекраснодушные рассуждения.

Посмотрим опять вглубь истории прошлого, чтобы лучше понять будущее. Великий русский химик и экономист (об этом мало кто знает) Менделеев писал в свое время: «Всякий проживший 1860-70-е годы чувствовал, что страна не богатела, что её достаток не возрастал, что надвигается что-то неладное. Корень дела был экономический и связанный с ошибочною торгово-промышленной политикой, выражающейся в необдуманном таможенном тарифе. Думали только о сбыте своего хлеба, то есть о способе истощения страны, а забыли вовсе о развитии в народе новых промыслов. Крепостная зависимость миллионов русского народа от русских помещиков уничтожилась, а вместо нее наступила экономическая зависимость всего русского народа от иностранных капиталистов».

Не правда ли, звучит актуально, если поменять слова «хлеб» на «нефть», а «промыслы» на «отрасли обрабатывающей промышленности».

Быстро, но очень противоречиво развивались тогда отношения России и Германии. Немцы относились к России как к аграрному придатку и рынку сбыта готовых германских товаров. Германия постоянно требовала снизить импортные пошлины на свои товары, ввозимые в Россию. Русские экономисты доказывали, что пошлины и без того низки, их дальнейшее уменьшение не позволит развиваться собственной промышленности.

Определенную роль в развитии российской промышленности и в целом — укреплении российской экономики сыграл Сергей Витте. Ещё будучи неизвестным, в 1883 году в своей первой книге «Принципы железнодорожных тарифов» он писал, что тарифы должны быть частью долговременной государственной политики, они должны «покровительствовать» развитию собственной экономики. Для этого нужны протекционистские тарифы, в том числе на железных дорогах: перевозка товаров из-за границы должна обходиться дороже, чем по своей территории.

Быстрый рост экономики России в конце 19-го и начале 20-го века обусловливался во многом однако не этими принципами. Германия добилась снижения импортных тарифов на ввозимые в Россию машины, оборудование. В основном на импортной технике быстро росло производство в России. Далее, война с Германией (1914) и последовавшая затем остановка многих заводов, поскольку станки, комплектующие, запчасти закупались именно в Германии. Если бы таможенные споры с Германией закончились раньше, и Россия создала собственное машиностроение, то ход истории был бы другой. Не было бы революции 1917 года, не было бы гражданской войны и, очевидно, отечественной. Потакание экономическим интересам других стран ни для кого хорошим не заканчивается.

Случись сейчас какое-то напряжение в отношениях с теми странами, откуда идёт оборудование и машины, и опять введут новые санкции, России трудно будет укреплять обороноспособность, если не будет своих точных станков, своей электроники. Мы ежегодно закупаем станков, машин, оборудования, приборов на сумму более 100 миллиардов долларов. Импортозамещение идёт, но довольно медленно. В который раз повторяем, что надо снижать НДС на машиностроительную продукцию, где высока трудоёмкость в отличие от добывающей. Международная кооперация нужна, но есть и её пределы, чтобы не снизить безопасность страны. События на Украине очень настойчиво об этом говорят.

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020