О состоянии законности в стране

На Правительственном часе в Государственной Думе с докладом «О состоянии законности в Российской Федерации и соблюдении социальных гарантий и прав граждан» выступил Генеральный прокурор Краснов И.В.

Главная задача прокуратуры – контроль за исполнением закона. Но из-под этого контроля сейчас выведены целые следственные структуры, которые по сути подчиняются сами себе. Есть службы собственной безопасности в каждой правоохранительной структуре. Они подчиняются руководителям этих структур, то есть действует только внутренний контроль, внешнего контроля нет.  Сам исполняю и сам себя контролирую. Отсюда – недостаточное соблюдение прав граждан.

Исполнение, то есть выполнение какой-то работы, и контроль за качеством этой работы – абсолютно разные функции. Если и то, и другое находится в руках одного руководителя, то коррупция и преступления неизбежны. Например, у нас Центробанк выведен из-под прокурорского контроля. Сам себе начальник и контролер. Миллиарды исправно уходят за границу именно через банки.

Губернаторы, мэры, главы администраций по всей стране хорошо знакомы с местными правоохранительными органами. В городе – глава, судья, главный полицейский, прокурор тесно взаимодействуют. Их дети учатся в одной «элитной» школе, часто вместе отмечают дни рождения и праздники. Рядом предприниматели, у которых можно отобрать дело, имущество, землю, а бюджетные деньги направить в свои подконтрольные фирмы. Не могут ни регионы, ни страна в целом в таких условиях хорошо развиваться и полностью соблюдать права граждан.

Если обратиться к статистическим данным, то они не радуют. За истекшие месяцы 2021 года уже зарегистрировано более полутора миллиона преступлений. Больше всего преступлений совершается в городах, а не в сельской местности. Почти 20 тысяч граждан России погибло за эти месяцы, 25 тысяч человек получили тяжкий вред здоровью в результате преступных действий. А вот сколько не зарегистрировано преступлений, мы не знаем. Кто проверяет отчётность о регистрации преступлений? Самоконтроль МВД – дело хорошее, но было бы лучше, если бы прокуратура строго проверяла достоверность отчётности по преступлениям.

Чаще всего совершают преступления ранее судимые (это более половины преступников), а также те, у кого нет постоянного дохода. Бедность и безработица – питательная среда для преступности. Понятно, что надо делать для снижения преступности в стране – создавать рабочие места за счет государственных и частных вложений, повышать зарплату, наращивать свое производство и ограничивать импорт. Вот, китайцы ввели запрет на покупку нашей рыбы, страдают семьи дальневосточных рыбаков. А почему мы не введем, например, запрет на импорт одежды, обуви из Китая и вложим средства в развитие своей лёгкой промышленности.  Медленно решаются подобного рода проблемы.

Прокуратура, на наш взгляд, должна усилить свою работу в сфере экономической преступности. Она растёт и растёт. Надо расширять соответствующие штаты, привлекать высококвалифицированных специалистов, чтобы эффективно осуществлять проверки и надзорную деятельность по таким направлениям, где чаще всего совершаются преступления:

- сфера ЖКХ и тарифообразование. Здесь много злоупотреблений. Чаще всего избиратели жалуются на эту сферу;

- реализация бюджетных средств для национальных проектов как в центре, так и на местах. Быстрее надо реагировать на представления Счётной палаты, выявлять злоупотребления и нецелевое расходование средств;

- использование офшорных компаний, фиктивных экспортно-импортных договоров, уклонение от налогов. Очень большой вывод капитала из России, уже более 60 млрд. долларов в этом году. Как мы решим социальные вопросы с таким громадным выводом капитала?

В стране продолжают действовать организованные преступные группы. Число тяжких преступлений, совершаемых этими группами, в этом году выросло более чем на четверть. Недостаточно работают правоохранительные органы по искоренению организованной преступности. Расширять надо агентурную сеть. Особое внимание здесь надо уделить сращиванию чиновников и криминального бизнеса, включая и коррупционные преступления. Экономическая преступность в этом году подскочила на 10 процентов. А это прямое нарушение прав граждан.

Лавинообразно растет киберпреступность. Мошенники и преступники освоили операции со снятием и переводом денег со счетов юридических и физических лиц. В правоохранительных органах надо существенно укрепить подразделения по борьбе с киберпреступностью. Иначе многие граждане начнут бояться использовать современные онлайн-технологии, к которым нас с утра до вечера призывают банки. Социальные гарантии в этой сфере также должны быть защищены.

Дело не в критике, дело в том, что уже много лет не прислушиваются к нашим предложениям. Часто «подхихикивают», пока текущие неприятные события не доказывают, что надо было уже давно применять на практике наши предложения. Сделать надо хотя бы следующее:

‒ в каждом правоохранительном ведомстве должна быть не только служба внутренней безопасности, но и специальная структура, которая контролирует другое правоохранительное ведомство. Перекрёстный контроль должен быть. Вся информация при этом поступает в Генеральную прокуратуру, а затем в Контрольное управление президента и там формулируются соответствующие кадровые и другие предложения;

‒ должен быть введён более строгий контроль не только за доходами, но и за расходами чиновников сотрудников правоохранительных органов, их жен и членов семей. Посмотрите на многомиллионные поместья региональных «начальников». 200 лет надо работать, чтобы из официальных доходов приобрести такую недвижимость и в стране, и за границей;

‒ все работники правоохранительных органов должны проходить проверку на полиграфе на предмет склонности к нарушению законов.

Сосредоточиться надо на всех этих направлениях, тогда положение с исполнением законов и соблюдением социальных гарантий и прав граждан улучшится во всех регионах страны.

 

М.Н. Сидоров

фото: duma.gov.ru

@smilemakc © 2020