
Внешнеэкономическая политика страны в течение многих лет и даже столетий была направлена на Запад. Но времена меняются. Страны Азиатско-тихоокеанского бассейна в настоящее время развиваются быстрее, чем европейские страны. Пора нам более точно учитывать эти мировые тенденции и теснее сотрудничать с Китаем, Индией, Южной Кореей, Индонезией.
С этих позиций надо подходить и к изменению внутренней экономической политики. Сегодня рентабельность в промышленности меньше, чем банковский процент за кредит. Отсюда понятно, что развитие базовых отраслей экономики не может быть достаточным для экономического роста в стране и активной внешнеэкономической политики.
Запад не дает кредитов, Китай осторожничает, так как он тоже на финансовом крючке у США (одних только ценных бумаг США у него на сумму более одного триллиона долларов), поэтому и развитие нашей экономики искусственно затормаживается из-за высоких банковских процентов.
Мы предлагали уже много лет подряд законодательно, при рассмотрении бюджета, утверждать ставку банковского процента на уровне не более 4%. Тогда кредиты доступнее, и инвестиции увеличиваются, экономика растет. А сегодня, например, обсуждается бюджет на 2022-2024 годы, и в это же самое время Центробанк повышает ключевую ставку до 7,5%. Значит, из-за более высоких процентов по кредитам экономический рост замедлится и надо пересчитывать бюджетные показатели, но это не делается — бюджет сам по себе, а кредитная политика сама по себе.
Почему все слушают финансовые сказки МВФ и ФРС США, ее послушных исполнителей у нас? Как не понять, что дорогой кредит ложится потом в себестоимость продукции, и, как результат, – снижается рентабельность и растут цены. Как не понять этого?
Добываем все больше нефти, перерабатываем половину добытой нефти, а другую половину отправляем на экспорт. То есть загружаем нефтеперерабатывающие заводы за границей. Мы таким образом кредитуем получателей нашей нефти, так как продажа бензина, дизельного топлива, пластмасс из нефти гораздо выгоднее, чем продажа сырой нефти. Плюс обеспечиваем занятость в других странах. Аналогично — по зерну. Не муку и макароны продаем, а просто зерно. Также поддерживаем экономику наших «партнеров».
Продаем сырьё, чтобы заполучить доллары. А эти доллары потом ложатся мёртвым грузом в резервы Центробанка, идут также на валютный рынок, где работают в основном финансовые спекулянты, которые то поднимают, то опускают рубль и имеют прибыли значительно больше, чем в промышленности и в сельском хозяйстве.
Что же наши управленцы до сих пор соглашаются с такой политикой? Не будет расти экономика так, как это необходимо, чтобы не ослабить обороноспособность страны. Не будет активной и внешнеэкономическая политика. Нельзя повторять ни 1917 год, ни 1991-й. Каждые 30-40 лет в стране беда, потому что упрямая и не очень умная власть доводила страну до края.
Разворачиваться надо быстрее с нефтью, газом, углем в сторону Востока. Газо- и нефтепроводы, сжиженный газ, нефтепродукты — в Китай, Индию, Японию, Корею и так далее. В перспективе потребность в энергоресурсах Китая и Индии может перекрыть всю европейскую потребность. А газо- и нефтепроводы в Индию через Китай послужат фактором, предотвращающим военные конфликты между ними.
Каждый большой проект конечно рассчитывается, сопоставляются расходы с доходами, учитываются риски. Но сегодня больше надо учитывать геополитику. Идет передел зон влияния между крупными державами. Именно в эпоху перемен надо проводить экономически агрессивную политику по расширению зон влияния России, захвату перспективных рынков.
Большая ошибка — «танцы» вокруг Европы. Два-три направления — запад, юг, восток надо развивать было уже давно. Маневры надо иметь. Санкции от Европы, значит, поставляем больше в Китай, Индию, Корею. Там к нам еще с уважением относятся. А русофобская Европа никогда не угомонится. Небольшие страны в общем «колхозе» сегодня в Евросоюзе, как и сто, и двести лет назад хотели расшириться, получить ресурсы, а «злая» Россия им мешала. Не изменится их политика. Им можно разбомбить Югославию, Ливию, Ирак, а вот российский Крым не должен возвращаться в Россию. Цинизм и лицемерие — суть их политики.
Вот «Газпром» рапортует об увеличении поставок газа в Европу. Перепродажа (реверсные поставки) из Европы на Украину идут. Почему, когда страну отрезали от кредитов и поставок нужного нам оборудования, мы расширяем поставки газа этим странам? Боимся американского сжиженного газа? Но он дороже. К тому же сегодня эти благодетели о судьбах человечества бросились на азиатские рынки- там цены выше, но продолжают поучать и Россию, и Европу как надо себя вести. Наглость и ложь. Европейцы в целом жадные, у большинства европейских стран большие долги, дефицитные бюджеты. Во все века деньги и выгода были для них на первом месте. Поэтому надо не увеличивать поставки энергоресурсов в Европу, а напротив, снижать и направлять их на собственное развитие, на полное обеспечение своего народа газом и недорогим бензином, а также расширять поставки в Китай, Индию, Японию, Корею.
В ближайшие годы вновь предусматривается масштабный экспорт сырой нефти, тогда как истощаются ее запасы в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье. Там есть дороги, трубопроводы. А вот в новых регионах добычи нефти: Восточная Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток, шельфы — нет нужной инфраструктуры, для ее создания нужны огромные вложения.
Так мы расплачиваемся за недальновидную прежнюю политику по игнорированию Востока. Но и сегодня продолжаем наращивать экспорт сырой нефти при всех разговорах о «сползании с нефтяной иглы».
Поставки газа на экспорт увеличиваются быстрее, чем поставки российским потребителям, а в «дальнее зарубежье» тоже быстрее наращиваем поставки, чем «ближнему зарубежью». Кто это придумал: «ближнее зарубежье»? Надо говорить — страны СНГ, ближние страны. Сама терминология наталкивает на отторжение, а не объединение. Фактически мало что меняется во внешнеэкономической политике страны. Вывозим все больше сырья и полагаем, что это поможет быстрее развивать экономику. Не надо наращивать добычу, а надо менять направления.
Китай торгуется за каждый доллар при заключении контрактов на поставку нефти и газа. Надо аккуратно посчитать, сколько миллиардов наша страна направила в виде «безвозмездной помощи» на строительство в послевоенные годы в Китае десятков заводов, обучение студентов, военную помощь. Просто надо посчитать и в переговорах называть. А то в последние двадцать лет списали разным странам более 100 миллиардов долларов и ничего от этих стран не получили. «Россия — щедрая душа», но ведь над этим, думаю, только потешаются наши «партнеры».
Поэтому ограничиваем добычу, больше ресурсов на развитие своей экономики, меняем вектор поставок на Восток и Юг, а на переговорах занимаем более твердую позицию. Ведь там, где есть российское экономическое присутствие, США не смогут бомбить, просто об этом их надо предупредить. С Украиной тоже надо вести себя твёрдо, скажем, пока не будет открыт канал для обеспечения Крыма водой — поставки газа на самом минимальном уровне. Пусть их новые друзья-американцы и англичане помогают.
М.Н. Сидоров