ЛДПР знает, каким должен быть бюджет для развития страны

Зададим сразу вопрос – зачем Минфин увеличивает государственный долг, выпуская в больших масштабах облигации федерального займа (ОФЗ). За три бюджетных года – 2022-2024 годы предполагается выплатить по долгам почти 5 триллионов рублей. В текущем году выплаты по процентам госдолга составят 1,2 триллиона рублей, в 2022 году предполагается 1,4 триллиона рублей. Кому деньги выплачиваются? – банкам, всякого рода инвестиционным фондам, включая иностранные. Им можно ничего не делать и стричь «купоны». Фактически это развитие паразитизма в экономике. Вместо вложений в медицину, образование, науку выпускаются долговые облигации. Разве Минфину не хватает денег? Бюджет делают профицитным, есть Фонд национального благосостояния, который превышает половину бюджетных доходов. Зачем, спрашивается, залезать в долги и выплачивая проценты, отнимать эти деньги от экономики и населения. Такую политику надо менять, а деньги направлять на развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства.

Вот Центробанк преподнёс нам очередной сюрприз – повысил ключевую ставку до 7,5%, значит, повысятся ставки по кредитам, эти повышенные ставки войдут в издержки торговли и многих отраслей, которые вынуждены брать кредиты под оборотные средства даже по этим высоким ставкам. Кроме того, повышение ключевой ставки замедлит экономический рост, он и так-то невысок – закладывается на 2022-2024 годы порядка 3% в год. А с такой ключевой ставкой вряд ли мы и этого достигнем.

В доходах бюджета почти 40% − это так называемые нефтегазовые доходы, то есть от экспорта нефти и газа, а также от налогов с нефтяных и газовых компаний. Устойчивость всей экономики, включая и зарплаты, и пенсии почти наполовину определяется экспортом нефти, газа, металлов. Мало что изменилось за последние годы. Но разговоры и совещания идут непрерывно.

Отказываются от вывозных пошлин при экспорте нефти – так велит ВТО и МВФ, а, чтобы не уменьшились доходы бюджета, увеличивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который является составной частью внутренних цен на нефть, бензин, дизельное топливо, авиационный керосин. В угоду «международным партнерам» затеяли войну между правительством и нефтяными компаниями. Последние из-за роста НДПИ увеличивают и внутренние цены. Вследствие отмены экспортных пошлин им выгоднее нефть гнать на экспорт. Надо увеличивать, а не отменять экспортные пошлины на нефть, чтобы свое производство развивать, а не чужое. Уже сегодня, чтобы сдерживать цены на бензин, нефтяным компаниям выплачиваются многие миллиарды из бюджета.

Расходы бюджета меньше доходов. Закладывается профицит, те деньги, которые можно направить на развитие и на постоянный рост доходов не от нефти, а от своего отечественного производства, опять направляются в «сундук» под названием – Фонд национального благосостояния и будет вложен в иностранную валюту и иностранные ценные бумаги. Говорят, − приходите к нам, вкладывайте свои евро и доллары, обменивайте их на рубли, а потом − обратно. А мы свое будем хранить в иностранной валюте, потому что не доверяем собственной национальной валюте – рублю, значит, и своей экономике, и своему народу. Такая бюджетная философия.

Но главный вопрос в бюджетной политике − это исполнение бюджета, строгое целевое расходование бюджетных средств. Нам Счётная палата РФ докладывает, что нецелевым образом используются сотни миллиардов рублей, поэтому необходимо обеспечить жесткий контроль за махинациями на таможне, когда ввозят дорогие товары, выдают их за дешевые и резко снижают таможенные платежи в бюджет. Там «скрываются» миллиарды рублей, которые мы никак не можем найти для того, чтобы увеличить расходную часть бюджета.

Миллиарды уходят из страны за счет «свободной» внешней торговли через лжеэкспорт и лжеимпорт. Экономической границы у нас сегодня нет. Фактически это решето, через которое уходят реальные деньги из страны, на которые, например, можно было бы построить сотни километров новых дорог. Предлагаю создать сеть внешнеэкономических объединений по наиболее важным группам товаров и прекратить создавшуюся вакханалию при экспортно-импортных операциях.

Быстро растут долги регионов. Сейчас они превышают 2,5 триллиона рублей. Необходимо поэтому ужесточить контроль за использованием бюджетных средств в субъектах РФ и в муниципальных образованиях. То есть Счётной палате РФ необходимо следить не только за использованием средств федерального бюджета, но и за целевым расходованием средств региональных и муниципальных бюджетов. Там очень много злоупотреблений. Надо создать полноценные финансовые службы в муниципальных образованиях, сейчас там нередко 2-3 специалиста. Это позволит повысить эффективность бюджетных расходов. Повторяю, квалифицированные управленцы определяют эффективность бюджетных расходов.

Проверки у нас идут по вертикали, а это путь к коррупции. Нужны независимые от местной власти проверки. Надо в рамках субъектов РФ организовать перекрестные проверки: один город проверяет другой, один район − другой район, чтобы и опыт приобретался, и возникла деловая взыскательность, а не келейность при расходовании бюджетных средств.

Исключить «условное наказание» за нецелевое использование бюджетных средств, заменив его наказанием в виде лишения свободы на определенные сроки.  Иначе мы не справимся с «откатами», растущими дотациями, субсидиями, субвенциями регионам, а также с перечислением денег из федерального бюджета Пенсионному фонду.

Больше бюджетных кредитов с нулевыми ставками надо направлять в муниципальные образования, чтобы там активно заработали малые и средние предприятия, особенно по переработке местного молока, мяса, овощей, фруктов, зерна, льна. Тогда и доходная база региональных бюджетов увеличится и, соответственно, повысится эффективность расходов. Расходы идут сейчас на текущие нужды, но почти без капитальных затрат. Без строительства прибыльных предприятий региональные бюджеты не поднять. К земле, к регионам должны быть поближе федеральные чиновники. Именно так надо строить и национальные проекты.

Бюджетные кредиты предоставлять только компаниям, работающим на рынке не менее 5 лет, исключить предоставление бюджетных кредитов физическим лицам. Устраняется лазейка для коррупции, искусственного банкротства и вывода бюджетных средств за рубеж. Исчезают фирмы-однодневки.

Главный смыл бюджетной политики — это строгое и целевое исполнение всех запланированных бюджетных расходов. И бюджетную политику, особенно в части расходов бюджетных средств, надо рассматривать вместе с Центробанком и активно использовать его резервы, которые накапливаются и лежат мертвым грузом и работают не на нашу, а на другие экономики. А то до сих пор у нас все независимые – и Центробанк, и таможня, и Минфин, и антимонопольная служба — каждые сами по себе. Но ведь, например, самолет не полетит, если нет генерального конструктора, так и в экономике, если ведомства живут отдельно и нет согласованной политики развития страны.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020