Тарифы ЖКХ и градостроительная политика

Выборы прошли, пора задуматься о тарифах в ЖКХ, но «в экономически обоснованных пределах» – такая новая терминология появилась у чиновников. А почему бы в «обоснованных пределах» не снизить тарифы, проанализировав при этом реальные затраты в сфере ЖКХ. Такие примеры уже были – в Воронежской области, в Хакасии. Но это единичные случаи, в большинстве регионов тарифы растут и растут. Надо серьезнее заняться анализом структуры затрат ЖКХ, а управленцам работать над снижением этих затрат и не прятать бесхозяйственность и корысть в возрастающих тарифах. А деньги на модернизацию водопроводов, очистных сооружений предусматривать в федеральном и региональном бюджетах. Надо четко разделить текущие и капитальные затраты. Когда эти понятия смешиваются, то возникает инфляция, и не только в ЖКХ.

Экономия на капитальных затратах, то есть несвоевременная замена изношенных труб, коллекторов, очистных сооружений, водонапорных станций, ведет к росту тарифов, когда потребность в инвестициях постоянно закладывается в возрастающие тарифы. Надо четко просчитать потребность в инвестициях для сферы ЖКХ и учитывать эти средства в бюджетах, а не в тарифах. Нужны простые экономические расчеты и их использование в перспективной бюджетной и тарифной политике.

Почему сегодня услуги ЖКХ обходятся все дороже? Муниципальные чиновники нередко ведут к банкротству подчиненные управляющие компании, которые обслуживают десятки и сотни домов. Затем создаются новые, часто с теми же сотрудниками, и процесс повторяется. Отсюда – взвинчивание тарифов и коррупция. Возросшие тарифы компенсируют долги управляющих компаний, а эти деньги нередко оказываются за границей.

Необходимо ввести персональную ответственность руководителей муниципалитетов, отвечающих за ЖКХ. Надо делать мониторинг таких банкротств по субъектам РФ и передавать материалы в следственные органы. Если не избавиться от мошенников в сфере ЖКХ, то и дальше будем сотрясать воздух обсуждениями, разговорами.

Уже десятки совещаний прошли «в верхах» по теме ЖКХ, но что-то изменилось в градостроительной политике? По-моему, ничего. Вокруг Москвы и вокруг других крупных городов страны продолжается жилищное строительство без учёта создания рабочих мест. Города переполнены людьми, автомобилями. А малые и средние города страны практически не развиваются, многие сёла исчезают. Растёт различие в развитии регионов. Надо согласовывать градостроительные планы регионов, чтобы ввод жилья чётко увязывался с созданием рабочих мест.

Цена квадратного метра в Москве и других крупных городах страны больше, чем в городах Западной Европы и, тем более в США. Но там зарплата строителей выше, чем у российских строителей. У кого излишки?

Надо, наконец, дать Госдуме анализ такой разницы в ценах, а Министерству строительства и ЖКХ начать регулировать рентабельность в строительстве; строителей заставить управлять издержками, а не сметать в погоне за прибылью зелёные пояса вокруг городов. 

Вот еще одна «строительная» политика. На дачных участках, в сёлах на 10-15 сотках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, стали возводить многоквартирные дома для продажи. Затем появляются обманутые покупатели и дольщики. Нередко это делается под прикрытием муниципальных чиновников.

Уже даже противопожарные расстояния между зданиями устанавливаются на «добровольной основе». Необходимы обязательные к исполнению градостроительные нормы, чтобы устранить такие явления.

Соответствующим ведомствам и субъектам РФ надо чётко планировать минимум на три года вперёд потребности в материальном обеспечении ЖКХ – трубы, лифты, очистное оборудование, строительно-монтажные работы для ЖКХ, и в рамках государственного заказа определять поставщиков.

Без чёткого планирования и управления будут аварии то в одном регионе, то в другом.

Надо наладить обмен опытом между субъектами РФ по лучшему управлению сферой ЖКХ, определять лучшие компании. Мотивировать надо, заинтересовывать.

В законах о бюджетах субъектов РФ надо планировать тарифы на услуги ЖКХ. Управляющим компаниям надо научиться управлять затратами – и материальными, и трудовыми в ЖКХ, а не задирать тарифы. Надо усилить контроль за тарифами не на словах, а на деле. Если тарифы необоснованные, то освобождать от должности и возбуждать административные и уголовные дела.

Экономическая и строительная политика такова, что в стране фактически осуществляется сокращение сёл, малых и средних российских городов. Их жители переселяются в мегаполисы. На территории страны всё больше пустых мест, где раньше жили и работали люди, создавали семьи. Растёт неравномерность в развитии регионов страны.

В перспективе пустые российские земли могут стать причиной агрессии со стороны густонаселённых стран под лозунгом справедливого распределения земли, водных и других ресурсов между жителями планеты.

Слабый экономический рост у нас и до пандемии, и после. Одна из важных причин – менее двадцати процентов молодых семей могут взять ипотеку. Как ни работай – хорошее просторное жильё для большинства населения недоступно. Отсюда и отношение к работе. Неоправданно велик разрыв между доходами населения и ценами на жильё.

Условия жизни определяет рост экономики. Нет своего хорошего дома или квартиры, нет и нормальной семьи. Условия быта и жизни не дают возможности иметь двух-трёх детей для большинства тех, кто хотел этого. Плохие жилищные условия – это постоянные нервные срывы и у детей, и у взрослых. Это путь к алкоголизму, наркомании. Это невозможность полноценного отдыха. Отсюда и невысокая производительность труда, и качество работы. Снижать надо цены на жильё и ставки по ипотеке.

Люди уже сами находят выход — делают упор на малоэтажное строительство. Более половины нового жилья — это индивидуальные дома. Здесь нужна государственная помощь. Нужна она непосредственно людям-застройщикам, а не банкам, живущим на ростовщические проценты.

Надо быстрее реализовывать предложения по созданию кооперативов малоэтажного строительства, ввести льготный и бесплатный порядок выделения им земель. Это несложно организовать. Региональные власти выделяют участки земли, делают план территории, подводят коммуникации и продают в рассрочку земельные наделы нуждающимся под строительство жилых домов. Во многих странах так делается. Даже там, где гораздо меньше свободной земли.  

А сегодня, например, вокруг Москвы, уничтожается лесной пояс, в радиусе двадцати километров от кольцевой дороги создаются крупные жилые массивы с двадцатиэтажными домами. Это вместо того, чтобы обустраивать места отдыха, занятия спортом. Аналогичная ситуация вокруг других крупных российских городов. Так называемый строительный бизнес строит жилые массивы, обеспечивая себе немалую прибыль, а средства городских и областных бюджетов уходят на расширение дорог, строительство развязок.

Надо в корне изменить градостроительную политику, чтобы развивались малые города, а большинство населения страны не сосредотачивалось в разрастающихся городских агломерациях с недостаточным количеством рабочих мест, пробками на дорогах, вредной для здоровья и дискомфортной окружающей средой.

Повторяем, что цены на жильё в стране на уровне европейских, а в крупных городах могут даже их превышать. Формирование цен на землю и подключение к инфраструктуре носит непрозрачный характер и часто определяется местной администрацией. Отсюда «коррумпированные сговоры» и масштабное строительство вокруг крупных городов, что нарушает региональную сбалансированность развития страны. Надо реально, а не на «бумажных» программах, осуществить доступность жилья для большинства населения страны, особенно для молодых семей, имея в виду чёткие правила определения цен на землю и подключение к коммуникациям, а также развитие экономичного домостроительства по современным технологиям.

«Конкретные» дела сейчас преобладают, а стратегии развития регионов – нет, если и есть, то на бумаге в программах: как только подходит срок очередной невыполненной программы, так сочиняется новая программа на ещё более отдалённую перспективу. Углубляется разница в развитии регионов-доноров и тех, которые «на кормлении». При Госплане когда-то был Совет по изучению производительных сил – мощный институт, был крупный институт транспортных проблем и еще ряд организаций, определяющих развитие регионов. Идеология мешала, но наука давала ориентиры развития регионов на 10-15 лет. Сейчас одни институты ликвидируют, другие влачат жалкое существование. Добрались и до Академии наук, где все экономические институты объединяют в какой-то конгломерат, подчиненный «эффективным» менеджерам.

И кто же будет делать стратегию регионов? Непонимание роли серьезных прогнозов, расчетов вариантов развития страны и регионов – вот, что характерно для сегодняшних чиновников.

В стране 85 субъектов РФ, более половины – с населением 1 млн человек. И что эти слабые регионы могут сделать? Какие дороги, мосты, аэропорты построить, какие рабочие места создать? В сотый раз повторяем, пока экономически (не административно-политически на первых порах, а экономически) не объединим по 3-4 субъекта РФ в экономические районы с бюджетом и программами развития территорий, не будет роста экономики в стране.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020