Как надо проводить экономическую политику

Экономическую политику России надо проводить, не так, как сегодня. Два примера. В начале этого года резко выросли мировые, затем и внутренние цены на металл. На днях правительство пригласило владельцев наших или «не наших» металлургических компаний, чтобы обсудить вопрос о повышении налога на возросшую прибыль этих компаний для пополнения доходов бюджета. Не удалось, собственники отстояли свои меркантильные интересы.

Наш металл идет большей частью за рубеж. А вот изделий из металла – станков страна производит всего пять тысяч, в основном для оборонной промышленности. В 1990 году станков производили более семидесяти тысяч, включая и высокотехнологичные обрабатывающие центры. Почему бы этим собственникам, жирующим на экспорте металла, не поручить развитие станкостроительной промышленности, чтобы свои дополнительные доходы они направляли на то, что действительно нужно всем отраслям экономики. Закупаем 90 процентов станков, а металл отправляем другим странам.

Не пора ли проявить государственную волю, а не упрашивать тех, кто не хочет делать нашу экономику высокоразвитой и высокотехнологичной, паразитируя на природных ресурсах. Прокат хотя бы научились делать такой, чтобы отечественные машины не ржавели через два-три года. Металлургия – очень «грязное» производство. До 10 процентов парниковых газов обеспечивает эта отрасль. В свете углеводородных налогов и перехода к «зеленой» энергетике давно пора металлургов переориентировать на развитие машиностроения.

Другой пример. Растут цены на овощи, молоко, мясо и другие продовольственные товары. Антимонопольная служба в который раз увещевает владельцев крупных торговых сетей умерить свои финансовые аппетиты и снизить торговые наценки, которые могут достигать 50 и более процентов. Похожие истории по бензину, авиационному керосину, строительству дорог, спортивных объектов, аэродромов и так далее. Чаще всего собственники отделываются небольшими штрафами.

Как решить эти проблемы? Несложно, достаточно государству в лице соответствующих министерств и ведомств иметь блокирующие пакеты (25 процентов) акций в крупных компаниях, чтобы экономическое поведение этих компаний соответствовало интересам потребителей, а не алчности владельцев и «кормящихся» вокруг их. Далее, чтобы чиновники не путали государственные интересы с личным обогащением необходимо в каждой крупной компании иметь свой профсоюз наемных работников, представители которых входили бы в совет директоров. Так сделано в Японии, Германии, экономики которых успешно развиваются. Работники имеют высокую зарплату, в компаниях соблюдается баланс интересов собственников и наемных работников. Такой баланс распространяется и на всю экономику, обеспечивая социальную стабильность в обществе.  Выборы в Госдуму показали, что социальные вопросы становятся все более острыми и их надо решать. В чем особенность русского человека – он терпит, терпит, а потом взрывается. Вот этого не надо допускать.

Что целесообразно сделать в ближайшее время:

– перед принятием важных решений во внутренней и внешней политике президенту и председателю правительства проводить консультации с руководством партий, представленных в Госдуме. Власть должна минимизировать ошибки, для этого надо слушать оппозицию, не только тех, кто поддакивает;

– перед разработкой законов надо проводить научное исследование проблемы, осуществлять прогнозы последствий от их реализации. Госдуме надо иметь серьезный Аналитический центр, а не его сегодняшнее жалкое подобие.  Известно, законы лоббируются и силой, и деньгами. У нефтяников есть деньги, они пригласят любых экспертов и ученых, наймут журналистов и всем докажут, что им выгодно. Независимая социально-экономическая наука и экспертиза – вот что нужно для разработки эффективно работающих законов;

– установление экспортных и импортных тарифов на основные товары надо законодательно утверждать Госдумой вместе с бюджетом. Иначе импортное оборудование ликвидирует российское машиностроение. Тарифами надо сделать невыгодным рост экспорта нефти, газа, леса в ущерб развитию своей экономики, сделать выгодным экспорт готовой продукции. Основные положение тарифной политики необходимо в ближайшее время рассмотреть в Госдуме и Совете Федерации;

– надо поручить правительству разработать и представить в Госдуму законопроект «О ценообразовании». Почему-то японский парламент не стесняется регулировать цены на важнейшие виды продукции. Пора избавляться от рыночного романтизма и совместно с федеральным бюджетом рассматривать и утверждать цены на важнейшие потребительские товары;

– в конце года Госдума отчитывается обычно по числу принятых законов, их направленности. Надо ввести правило, чтобы отчет содержал и анализ эффективности действия принятых законов. Автомобиль не только надо выпустить, нужно, чтобы он хорошо работал.

– необходимо создать комплексный закон о прогнозировании и разработке программ, национальных проектов. Закон есть о стратегическом планировании, но он очень общий, к тому же и не применяется.

По-прежнему считается, что отдельный частник – это хорошо, а государственные программы душат инициативу, не дают расти эффективности производства товаров и услуг. Наоборот, государственные программы привлекают предпринимателей, дают им ориентиры и обеспечивают долгосрочные контракты.

На уровне государства планы и прогнозы экономического развития должны включать разработку перспективного бюджета страны (не на 3, а на 5-7 лет), крупных национальных программ, проектов (по образованию, здравоохранению, созданию современных самолетов, новых материалов, новых видов энергии, поддержке и развитию отдельных регионов), программы по регулированию занятости и безработицы, денежного обращения, управлению государственным сектором экономики. Казалось бы, есть у нас и программы и национальные проекты. Но они разрозненны, не сведены воедино ни по ресурсам, ни по срокам. К тому же, они как правило, не выполняются, так как нечетко определена ответственность за их реализацию.

 

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020