Захват столицы Афганистана без выстрела и переход страны под власть движения «Талибан» (организация запрещена на территории России) создал новую геополитическую обстановку во всей Центральной Азии. Боевики Талибана 15 августа без боя вошли в Кабул и за несколько часов стали полностью контролировать столицу ИРА
Беспорядочное бегство американцев из Кабула Вашингтон пытается трактовать как запланированная акция с целью предотвращения дальнейших потерь среди американских военнослужащих и прекращение ставшим бессмысленным вкладывание средств на содержание афганской армии, не сумевшей защитить свою столицу.
Заявление новой власти о создании нового исламского государства сопровождалось беспрецедентным со времён поражения во Вьетнаме в 1975 году и стремительным уходом из Кабула американских войск. Руководство движения официальный заявило о намерении провозгласить в Афганистане новую политическую структуру — Исламский Эмират Афганистана. Выбор такой архаичной формы государственного правления показывает, что во всех сферах общественно-политической жизни страны господствующими формами будут шариатские, которые талибы уже успели продемонстрировать после взятия Кабула.
Приход талибов к власти в Афганистане, одной из самых проблемных стран мусульманского мира, ведущей беспрерывную войну в течение последних сорока лет с момента ввода в 2001 году в страну американских войск, является предметом пристального изучения со стороны политического руководства России.
После иранской революции 1978-1979 годов и сирийского кризиса 2011 года, Россия снова напрямую столкнулась с угрозами исламского радикализма, представляющего реальную опасность нашей национальной безопасности и дестабилизацией обстановки в регионе. И тот факт, что Россия посредством МИД, Комитетов по международным делам Госдумы и Совета Федераций на протяжении двадцати лет пребывания американских войск в Афганистане постоянно следила за развитием событий, свидетельствует о своевременно принятых мерах для правильного выстраивания политики в новых условиях после смены политического режима в стране.
Афганская тема была одной из ведущих в деятельности ЛДПР и его лидера Владимира Жириновского, востоковеда по первому образованию, делавшего наиболее точно отвечающие национальным интересам России политические и геополитические прогнозы по Афганистану. Он был первым политиком, выступившим за признание талибов в качестве наиболее влиятельной силовой структуры, способной определить вектор развития Афганистана в отношении России. Его рекомендации соответствовали реальной обстановке в стране и регионе, отвечавшие потребностям в принятии совместных мер по охране общей границы России со странами СНГ, большинство из которых состоит из бывших советских среднеазиатских республик, наиболее чувствительных ко всем переменам в мусульманском мире.
Может ли такая смена социально-политической системы после прихода к власти талибов рассматриваться как завоевание ими Афганистана? Если вспомнить его прошлую и недавнюю историю, то многострадальная афганская земля за прошлые века видела всадников Александра Македонского и монгольские орды Чингисхана и Тамерлана; испытала власть иранских и тюрских династий, приходили и уходили с позором английские колонизаторы. Эта земля знакома с шурави — советскими воинами - интернационалистами, страна которых — СССР первой признала независимость Афганистана и заключила первый в 1921 году первый Договор о дружбе. Но кто бы ни приходил в Афганистан извне и пытался навязать афганцам чуждую модель государственной власти и изменить его уклад жизни и мировоззрение, тому пришлось покинуть эту страну и уйти: кто с позором, как американцы и их союзники, а кто с гордо развевающимся знаменем через реку Пяндж и с чувством выполненного перед Родиной долга с незаживающей в груди горькой обидой на тех, кто послал их в чужой край проливать кровь и терять боевых друзей.
Возврат к исламской архаике и предстоящее провозглашение Исламского Эмирата Афганистан не отвечает стратегическим интересам афганцев, а только отодвинет на некоторое время развязку за использование насилия в политических целях со стороны Талибана, который не сможет изменить своей природы и методов претворения достижения своих целей. Эмират не отвечает чаяньям основной массы афганского населения, состоящего из многих этнических и конфессиональных групп, привыкших жить в соответствии со своими вековыми традициями и правилами и знакомого за годы меняющихся режимов с современными моделями устройства социальной жизни в других человеческих сообществах.
Авдеев Г. П.