Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) выступил 19 августа 1991 года за сохранение единого государства — СССР. Но это не удалось совершить. Причины в политике и экономике. Политическое устройство страны с однопартийной системой и развитой бюрократией уже сковывало развитие страны и не устраивало большинство населения. ГКЧП никто, кроме ЛДПР, не поддержал. У членов ГКЧП не было политической воли реально брать власть в стране. Если бы они ввели настоящую многопартийную систему и вместо искусственно созданных в 1922 году союзных республик, вернулись бы к административно-территориальному губернскому делению страны, то, вполне возможно, страна не развалилась бы в конце 1991 года.
Экономические причины заключались в том, что в результате мало продуманных реформ конца 1980-х годов, страна пришла к острому дефициту продовольствия и нехватке многих нужных товаров. Два закона сыграли здесь решающую роль — это закон о внешней торговле (1987 год) и закон о кооперации (1988 год). Закон о внешней торговле позволял практически свободно экспортировать многие товары, включая и продовольствие. Кооперативы создавались на действующих предприятиях, куда перекачивались материальные и денежные средства из основного производства. Был нарушен наличный и безналичный оборот денег, возник так называемый денежный навес, когда наличных денег стало больше, чем товаров.
Создавались совместные предприятия, которые в основном занялись масштабным вывозом из страны телевизоров, бытовой техники, холодильников, автомобилей, тракторов, льняных и шерстяных тканей, а также продовольственных товаров, включая мясо, рыбу, сливочное и подсолнечное масло. Осуществлялся тотальный вывоз большинства товаров из страны. Было очень выгодно это делать, так как наши как бы «некачественные» товары за рубежом стоили гораздо дороже, чем внутри страны. Например, холодильник «ЗИЛ» у нас стоил 300 рублей, а в Африке — 2000 долларов. И так по многим позициям. СССР производил более 20 процентов мирового выпуска сливочного масла, но оно вдруг почти исчезло. Прямо с оптовых баз и с соответствующих предприятий масло и другие продукты уходили за границу.
Бездарная экономическая политика конца 1980-х годов после неудавшегося ГКЧП сменилось на не менее малопродуманную в 1990-е годы, когда основной задачей стало не развитие страны, а распределение собственности по «своим людям», сопровождаемое рэкетом и криминалом. Не было самостоятельной экономической политики, а было послушное выполнение рекомендаций МВФ — той организации, где главными акционерами являются США и ведущие страны Европы. Это, как мы понимаем, наши вечные и надежные «партнеры».
ГКЧП — это была неудачная, вялая попытка спасти единое государство. Кто выиграл от распада страны? Внешние геополитические и экономические конкуренты — США и Европа. Их экономическое благополучие, как обычно, основывается на захвате новых рынков и подавлении конкурентов. В выигрыше оказались многие диссиденты — оппозиционеры прошлой власти. Они и получили власть и, главное, раздали собственность. Выиграли национальные элиты, сохранившие власть или взявшие её. Большинство людей прошло через испытания безработицей, снижением доходов.
Почему вспоминаем? Не хочется повторения. Причины надо найти, почему весь 20-й век Россию преследовали революции, войны, перестройки, вечные реформы. Причина, на мой взгляд, одна — неустойчивость и консерватизм власти. Царь не хотел переходить к реальному парламентаризму и конституционной монархии, коммунисты верили в своё идеологическое превосходство, пока не потеряли власть.
Сегодня ситуация лучше: есть Госдума и Совет Федерации, проходят выборы, есть оппозиционные партии, "независимые" средства массовой информации. Но есть и недовольство многих. Цены растут, кредит дорогой, зарплаты и пенсии невысокие, повсеместные взятки. Высока безработица.
У многих предчувствие перемен. Каких? Опять дело сводится к власти, её умению понимать ситуацию, охранять страну от потрясений. Власть должна быть сильной и не подыгрывать тем, кто пытается опять раскачать страну.
Революционеры и смутьяны плохо понимают экономику, не умеют оценивать последствия своих преобразований. Они увлечены идеями, жаждой власти. Сегодня многих "революционеров" просто покупают. Кукловоды остаются за сценой.
На коррупцию надо смотреть шире. Это не просто взятки чиновникам, или использование своего служебного положения в личных целях. Есть мировая или внешняя по отношению к стране коррупция. Деньги дают "своим" людям, организациям, чтобы они совершали перевороты, брали власть, а затем расплачивались ресурсами, территорией, уничтожением своей промышленности и сельского хозяйства взамен импорта.
Люди внушаемы, их можно и программировать. Чужое начинает пониматься ими как своё. То коммунистические идеалы, то "демократия" во всех странах мира на американских штыках и деньгах.
Есть такое необходимое условие и в политике, и в экономике: надо сначала решить общие задачи, иначе при решении частных задач всё время будешь натыкаться на нерешённые общие задачи. Пока в стране будет побеждать одна "проправительственная» партия, пока будут господствовать монополии, преследующие свои корыстные интересы — серьёзного успеха не будет. Европейские партнёры не будут нам доверять. Потакать им не надо, но реализовать базовые принципы политической и экономической конкуренции необходимо.
Во всех странах политика подчинена экономике, а не наоборот. Наоборот было в России, когда ею управляли коммунисты. Десятки, сотни миллиардов долларов и рублей расходовались на поддержание одной, единственно правильной идеологии у себя в стране, в Восточной Европе, в Азии, Африке, во всех странах мира. На идеологию работал чрезмерно разбухший военно-промышленный комплекс, когда лёгкая, пищевая промышленность, гражданское машиностроение развивались слабо, приоритетом всегда было производство танков, ракет, военной техники.
Руководители КПСС занимались развитием мирового революционного процесса. Для этого в ход пускались люди, ресурсы, этому подчинялась вся структура экономики. Противопоставив себя экономически развитым странам во имя хороших, но химерических идеалов, коммунистические лидеры надорвали народные силы и экономику страны. А, в конечном счёте, и саму их КПСС.
Запад прагматичен. У него политика обслуживает экономику. Президенты и премьеры — это фактически менеджеры, которых на время наняли на работу крупные транснациональные и отечественные компании. Если президенты и премьеры противопоставят себя интересам компаний, то их заменят. Общественное мнение формируется легко — повтори по телевидению несколько сот раз одну новость, один компромат и масса "возмущенных избирателей" потребует того, чего хотят крупные компании. Внимательными и вдумчивыми нам надо быть на сентябрьских выборах в Государственную Думу, чтобы будущие депутаты принимали законы в интересах избирателей для развития нашей страны, всех её городов, сёл и деревень.
М.Н. Сидоров