Вежливый щелчок по носу: почему в восточной дипломатии послам важно хорошо знать историю страны пребывания
Историческая фраза героя советского боевика: «Восток — дело тонкое», приходит на ум, когда знакомишься с деталями разгоревшегося в Иране скандала вокруг опубликованной 11 августа совместной фотографии российского посла Левана Джагаряна и посла Великобритании Саймона Шерклиффа.
Эта фотография не привлекла бы внимание иранских властей, если бы она не носила важной информации, касающейся болевой точки в истории иранского государства, относящейся ко Второй мировой войне, когда Иран был оккупирован союзными войсками антигитлеровской коалиции. Иранцев возмутило то, что послы России и Великобритании сделали фото на исторической веранде советского посольства в Тегеране, где в 1943 году проходила конференция лидеров трех союзных держав СССР, США и Великобритании: Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля.
Глава МИД Ирана Зариф назвал «неподобающим» совместное фото послов России и Великобритании, повторяющее историческое фото «большой тройки» в Тегеране. И, хотя посольство России заявило, что не собиралось оскорблять чувства иранцев, это не сгладило чувство обиды у иранской стороны, поскольку появление в открытой печати двух иностранных послов воскресило в их памяти печальные события оккупации исламской страны иностранными державами.
Странная инициатива нашего посла совместно с его английским коллегой реконструировать историческое фото «большой тройки» союзных держав в Тегеране не может не вызвать законного вопроса у российской общественности: неужели у российских дипломатов в Тегеране нет более важной работы, чем фотосессия с английским послом на исторической веранде? Невнятные объяснения послов про «отдать дань уважения совместным усилиям союзных стран в борьбе против нацизма во время Второй мировой войны» ни в коем разе не оправдывает неуместность подобных действий, в то время, когда Иран по вине Запада в течение десятилетий находится под жёсткими санкциями, в которых в самой активной форме задействованы и англичане.
Разве Сталин и Рузвельт не сдерживали британского бульдога на переговорах против попыток Черчилля перенести открытие второго фронта на лето 1945 года, которое обошлось бы Советскому Союзу лишней потерей сотен тысяч советских солдат? Уж кому, как ни Левану Джагаряну известна бескомпромиссная борьба, которая велась во время Тегеранской конференции, чтобы понимать: август 2021 года — самое неподходящее время для подобного фотографирования! Не говоря уже о том, что появление английского посла рядом с российским, оживило воспоминание иранцев и свержение британскими спецслужбами в 1953 году демократически избранного правительства Национального фронта доктора Моссадыка, высказывание имама Хомейни в отношении великих держав в ходе иранской революции 1977-1978 годов, недавнее убийство национального героя Касема Сулеймани и многое, многое другое.
Так что заявление Джавада Зарифа в Твиттере о том, что судьба иранского народа «никогда не станет зависеть от решений иностранных посольств или иностранных держав», вполне в духе современного понимания иранским руководством современных реалий политической жизни в мире.
Г.П. Авдеев