Михаил Ломоносов 16 июля 1748 года впервые сформулировал «Всеобщий естественный закон природы» в письме математику Л. Эйлеру: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему – либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому – либо телу столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Казалось бы, это вполне очевидно, но суть в том, что в природе ничего не исчезает, все взаимосвязанно, потери и прибавления соседствуют рядом.
Применительно к экономике также ясно, если одна часть общества становится богаче, то другая часть, как правило, будет беднее, когда нет экономического роста. Лишь только возрастание производства товаров и услуг дает возможность увеличивать благосостояние всех членов общества, но при условии, если возросшие доходы не достаются исключительно собственникам активов. При росте цен уменьшаются доходы потребителей, но увеличиваются у продавцов. Плюсы и минусы в экономике также тесно взаимосвязаны. Как и в природе.
Если из страны ежегодно уезжает 50 тысяч человек, как это сейчас происходит в России, то на такое же количество прирастает население других стран. Наша страна продолжает терять большое количество именно качественного человеческого капитала. Определяющими для миграции являются прежде всего экономические причины. Россия теряет, а другие страны приобретают наших ученых, специалистов, предпринимателей. В мире живут уже 200 миллионов человек, имеющих российское происхождение. Это за несколько волн фактически вынужденной миграции, а также вследствие распада Российской Империи и Советского Союза. В общей сложности за границей больше русских, чем в сегодняшней Российской Федерации.
Михаил Ломоносов считал, что управлять развитием страны и экономики должны такие государственные органы, которые сочетали бы в себе черты административного и научного учреждения. У нас пока преобладает административное начало, а это не очень хорошая среда для развития науки и прогресса общества. В одном из своих трактатов Ломоносов специально выделил главу «О размножении и сохранении российского народа», где упор сделал не на пособия и материальную помощь, а на развитие образования, земледелия, ремёсел и торговли. То есть для роста численности и качественного состава населения должны быть созданы необходимые экономические условия.
Интеллектуальные ресурсы являются в современном мире основным фактором устойчивого экономического развития экономики.
Определённую угрозу интеллектуальному будущему России представляет процесс сокращения численности научных кадров. Низкая престижность интеллектуальной деятельности, старение научных кадров — таковы реалии, характеризующие состояние современного российского общества. Количество ученых в России с 1990 года сократилось в три раза. Хотя в науку сейчас приходят и молодые талантливые люди, но все же этот приток недостаточен.
Старение российских научных кадров дополняется нарастающим оттоком интеллектуальных ресурсов из отечественной науки. Этот процесс интеллектуальной миграции можно разделить на два типа: внутренний и внешний. Если говорить о внутренней миграции, то основной поток научных кадров направлен в бизнес, частное предпринимательство и государственные структуры, где особенно нужны люди с хорошим образованием. Среди выпускников российских вузов немногие планируют работать в науке и образовании.
Что касается внешней миграции, или так называемой «утечки умов», то на протяжении последних десятилетий основными потребителями российских умов являются США. На их долю приходится около 30% эмигрировавших специалистов. В Германию уезжает 20% российских ученых, в Израиле около 40% от общего числа ученых составляют граждане России. География российской интеллектуальной миграции постоянно расширяется. В последнее время большую заинтересованность в наших научных кадрах демонстрируют страны Востока. Так, например, немало российских ученых в области атомной физики работает в Иране, Китае и Южной Корее.
Современная интеллектуальная миграция в значительной мере омолодилась, она представлена выпускниками российских вузов. Страну ежегодно покидает значительное число выпускников российских вузов. Прежде всего, этот процесс затрагивает технические факультеты лучших вузов страны — МФТИ, МГУ, МИФИ.
Развитие Интернета и появление электронных денег как неотъемлемых элементов процесса глобализации оказали существенное влияние на изменении физической природы «утечки мозгов». Все большую популярность приобретает новая форма интеллектуальной миграции — благодаря новым технологиям, доставлять интеллектуальный продукт зарубежному заказчику теперь можно, не покидая пределов страны, отправляя готовые задания по электронной почте и получая гонорары с помощью «электронных» денег.
По утверждениям ряда экспертов, если бы Западная Европа и Америка самостоятельно обучали переехавших к ним на работу и постоянное место жительства студентов и аспирантов, их университеты потратили бы около 1 триллиона долларов.
А вот лица, иммигрирующие в Россию, в абсолютной своей массе представляют низкоквалифицированную и потенциально деструктивную силу. Уже сейчас очевидна нарастающая острота проблемы, связанная с явным социальным, а, следовательно, и с интеллектуальным регрессом российского общества.
Мировое образовательное пространство — это «поле битвы» за реальное мировое господство, так как очевидно, что лидерами будут не страны с самой развитой экономикой и промышленной базой, а с самым эффективным и качественным образованием. Именно образование обеспечивает формирование и воспроизводство качественного человеческого потенциала.
Мировой «центр» будет и в дальнейшем стремиться к доминированию за счет поддержания пяти монополий: а) монополии новейших технологий (hi-tech и high hume); б) монополии на контроль за финансовыми потоками на глобальном уровне; в) монополии на доступ к природным ресурсам планеты; г) монополии на информацию и масс медиа; д) монополии на оружие массового уничтожения.
До сих пор чиновникам от экономики непонятно, что вложения в науку и образование — это самые доходные статьи. Только доход приходит не сразу, как при спекуляции и получении взяток, а через несколько лет. Не умеют считать завтрашние доходы от сегодняшних расходов.
Исторический опыт показывает и другое — выходу из кризиса чаще всего способствуют нестандартные, оригинальные подходы и решения. Япония после Второй мировой войны вложилась в передовые технологии и менее чем за полвека превратилась в ведущую индустриальную и технологическую державу. Рядом Китай, который бурно развивается, вкладывая значительные ресурсы в науку, образование и новые технологии. Неплохо бы вспомнить также быстрое развитие России в конце 19 века, в начале 20 века, а также в довоенные и послевоенные годы.
М.Н. Сидоров