День полярника отмечается в России 21 мая. Начало освоению Арктики положил Семен Дежнев, который в середине 17 века изучал устья северных рек и открыл пролив, который назван его именем. Море Лаптевых, остров Русский – посмотрите на северную арктическую границу России, которая протянулась на более чем 22 тысячи километров: название островов, проливов, морей – все названо в честь российских мореплавателей, первопроходцев Арктики. Морские офицеры Беринг, Лаптев, Стерлигов впервые составили карты всего побережья северной части России.
С тех пор освоение Арктики стало носить регулярный характер. Мы помним руководителя первой полярной станции на дрейфующей льдине Ивана Папанина, который в 1937 году в течение почти 300 дней изучал и собирал данные о природе Арктики. Сегодня нам известен легендарный полярник, Герой Советского Союза и Герой России Артур Чилингаров, который организовывал и сам участвовал в экспедициях в Арктику, вел научные исследования по океанологии, геологии, климатическим изменениям.
Наши исследователи доказали, что Арктика, ее шельф очень богаты нефтью, газом и другими природными ресурсами. И тут же стали проявлять интерес к этим местам все страны – бывшие колонизаторы. Права на Арктику стали предъявлять не только те страны, берега которых омывает Северный ледовитый океан, но и Китай, Индия, Бразилия и даже Франция. НАТО начинает патрулирование в Арктике у берегов России. Появляется еще одно горячее конфликтное место на планете. США уже требуют передачи Северного морского пути под международный контроль. Еще в помине не было такого государства, как США, когда русские открывали и осваивали Арктику. Но у США сегодня везде свои «национальные» интересы. Там, где ресурсы, там, где пахнет прибылью, эти мировые хищники тут как тут.
Опасность для России очевидна. Если США получат возможность свободного прохода по Северному морскому пути, то тут же появятся их крейсеры и эсминцы, напичканные крылатыми ракетами. Системы противоракетной обороны, установленные на эсминцах, смогут сбивать российские баллистические ракеты. Сейчас там нет американской ПРО и наши ракеты через Северный полюс легко достают территорию США. В этом вопросе нам надо проявить твердость. Военные суда НАТО не должны ходить по Северному морскому пути. Уже давно надо было принять соответствующий закон в рамках обеспечения безопасности нашей страны.
Последние годы принимаются серьезные меры по защите всего арктического побережья. Создано стратегическое командование «Северный флот», образован военный округ, куда входит арктическое побережье. Создаются уникальные военные объекты на Земле Франца-Иосифа и на других наших северных территориях, строятся современные корабли и подводные лодки. Поведение наших «партнеров» вполне понятно, их может остановить только мощная арктическая группировка российских вооруженных сил и твердая дипломатия. В союзники здесь возможно, надо брать Китай, но тоже с условием, что китайские военные суда не будут ходить по Северному морскому пути.
Природные ресурсы Арктики действительно впечатляют. Там сосредоточено более 20% мировых запасов нефти, никеля, титана, золота. Только запасы нефти на российском шельфе в 2 раза больше запасов Саудовской Аравии. Геополитические интересы всех ведущих стран разворачиваются в сторону Арктики.
Помните роман В.Каверина «Два капитана»? В нем описывается экспедиция полярного исследователя Отто Шмидта по Северному морскому пути на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» — от устья Северной Двины до Берингова пролива. Именно эта экспедиция сыграла огромную роль в освоении Севморпути. С середины 30-х годов ХХ века северная трасса Мурманск-Владивосток начала работать по расписанию. Мурманск, таким образом, стал «воротами» в Арктику.
Севморпуть не прекращал своей деятельности даже в годы Отечественной войны. В августе 1942 года гитлеровцы пытались разорвать Севморпуть в районе Диксона. Не получилось.
Путь по Севморпути не только безопаснее, а еще и короче. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42. Экономия на топливе составляет почти 1 млн долларов. И еще, в Арктике началось потепление, и «полынья» становится все шире и шире. Вскоре, по некоторым оптимистичным прогнозам, по Севморпути можно будет ходить на яхте.
Севморпуть — это сегодня самый неотложный проект модернизации России. И как бы не получилось так, что Северный морской начнут «утюжить» многочисленные китайские «Снежные драконы». Стройка ледоколов в КНР и Южной Корее идет очень быстро.
Подчёркиваем, что русский Север и Арктика не дают спокойно спать Западу. Мадлен Олбрайт, будучи государственным секретарем США, заявила: «Раз Сибирь принадлежит одной стране, ни о какой высшей справедливости говорить не приходится». Ей вторил Збигнев Бжезинский: «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России».
Северный морской путь — это реальный путь к развитию Сибири и Дальнего Востока, к укреплению геополитических позиций России и улучшению жизни населения в стратегически важных регионах.
М.Н.Сидоров