
В Послании Федеральному собранию Президент РФ подчеркнул необходимость быстрого развития инфраструктуры в стране. Речь идет о развитии автомобильных дорог. В частности, М11 — это Москва – Санкт-Петербург, она практически готова, остается обход Твери. Важной трассой также является М12 — Москва – Казань – Екатеринбург – Нижний Новгород, а также ряд важнейших автомобильных трасс, железных дорог, которые скрепляют экономическое единство страны. Строительство будет осуществляться за счет бюджетных кредитов, а также части Фонда национального благосостояния, там уже накопилось более 13 триллионов рублей. Вполне можно было бы выделить из этого Фонда еще дополнительно 2-3 триллиона рублей для того, чтобы быстрее строить дороги, порты, аэродромы и все остальное, что называется инфраструктурой.
Проблемой здесь являются крупные хищения. Появляется инфраструктурный проект, и сразу куда-то уплывают миллиарды рублей и возбуждаются уголовные дела. Здесь два выхода: или деньги, выделяемые на инфраструктурные проекты, должны быть «окрашенными», то есть их нельзя использовать ни на какие другие цели, либо хищение бюджетных денег приравнять к государственной измене с соответствующим наказанием.
Среди всех инфраструктурных объектов самые главные для нас — это проекты на транспорте. Мы до сих пор недостаточно используем свои конкурентные преимущества: это наша территория и собственные ресурсы, включая нефть и газ, которые мы могли бы продавать внутри страны по низким ценам для того, чтобы развивать дорожное, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение и обеспечить на многие годы вперед свои конкурентные преимущества. Военная техника, безусловно, важна, предприятия ОПК у нас развиваются хорошо, но перед ними также надо поставить задачу производства той техники, которая обеспечит наши конкурентные преимущества.
В России много рек, каналов, густая сеть водных артерий. Но вот пассажирооборот на внутренних водных путях за последние годы резко упал. Перевозки на водном транспорте обходятся дешевле, чем на железнодорожном и автомобильном, особенно с учетом роста цен на бензин и тарифов на электроэнергию.
Развитие внутреннего водного транспорта (вспомним надводные катера «Ракета» и другие) способно резко расширить возможности наших граждан, как для деловых поездок, так и для активного отдыха.
Мы не устаем повторять, что надо форсированно осваивать Сибирь и Дальний Восток. Много лет говорим о строительстве и модернизации дорог Минск-Москва-Владивосток, приняв на себя грузопотоки из Азии в Европу и обратно. Работа в этом направлении идёт, но медленно. Конкуренты не дремлют: прокладываются транспортные коридоры в обход России, например, между Казахстаном и Китаем.
Надо форсировать это направление, одновременно создавать сеть «капиллярных» линий для освоения новых месторождений и развития обрабатывающих отраслей в Сибири и Дальнем Востоке. Вот где будут крупномасштабные инвестиционные проекты на миллиарды рублей и на десятки лет.
Повторяем, что наше конкурентное преимущество перед другими странами — территория и ресурсы. Используем эти преимущества до сих пор недостаточно. Не объединяем так, как необходимо регионы России в единый производственно-транспортный организм. Со своей нефтью, углем, электроэнергией повысили тарифы на перевозки до уровня мировых, а производительность труда отстает, транспортные затраты высокие.
Сегодня средняя скорость перемещения грузов в России невысока. Мало современных складов, недостаточно развита логистика. Несогласованность действий разных видов транспорта. Уже в Сибирь и обратно идет много грузов на автотранспорте, а не по железной дороге, что гораздо дешевле, когда выдерживается расписание, и быстро осуществляются погрузочно-разгрузочные работы.
Необходимо создание крупных транспортно-логистических компаний. Здесь работает тысячи малых компаний. Но сегодня только крупные компании, которые объединяют средних и малых участников, могут снизить издержки и тарифы, создать конкурентоспособный бизнес.
Во всем мире на транспорте идет смена технологического уклада — это поезда на магнитной подушке вместо обычных. Их преимущества:
- почти авиационная скорость;
- уменьшение эксплуатационных расходов, так как движение бесконтактное;
- снижение потребления энергии;
- высокая экологичность.
Инфраструктура для таких поездов дороже, но и окупается она быстрее за счет более низких текущих расходов.
Локомотивами на выходе из кризиса всегда становятся большие инфраструктурные проекты. Энергия подъема угаснет, если растащить ее по мелочам. Эта энергия «соберет» общество, если будет направлена на проекты национального масштаба. После всех кризисов Россия вновь собиралась через Общее дело. Петр I строил флот. После Крымской войны — интенсивное строительство железных дорог, после Гражданской войны — ГОЭЛРО. После Великой Отечественной — атомная и космическая программы.
Сейчас объединяющим национальным проектом может стать создание новой транспортной системы России с активным использованием ее геополитических и природных конкурентных преимуществ.
Инфраструктурные проекты Сибири и Дальнего Востока дадут России «второе дыхание». Зона магистрали, от Бреста до Находки, станет плацдармом инновационного развития и модернизацией экономики XXI века.
Это также решение проблемы безопасности страны, ее территориальной целостности. Инфраструктурные проекты создадут большое число привлекательных рабочих мест, что стимулирует миграцию в малонаселенные районы строительства трудовых ресурсов не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья.
Сидоров М.Н.