Зайцев М. С.
Выступление на пленарном заседании 16 марта 2021 года
… Мы работаем в интересах граждан Российской Федерации.
Что такое просветительская деятельность и почему рассматриваемый сегодня закон, который должен был её вроде бы как регулировать, на самом деле дублирует понятие "воспитание" и в какой-то части пресловутую статью 282, в которой уже предусмотрено наказание за разжигание социальной, расовой и иной розни? Закон, к которому существует достаточно много претензий со стороны Российской академии наук, профильных министерств, принимается в довольно ускоренном порядке, тогда как многие законы в комитетах лежат годами. Об этом неоднократно говорил Владимир Вольфович Жириновский. Если мы хотим работать с молодёжью, то молодёжи нужно дать возможность проявлять себя на площадках, где позволена свободная дискуссия, где можно услышать другое мнение, другую позицию, а мы принятием подобных законов в очередной раз вводим запреты, ограничения и согласования, которые с просветительской деятельностью не имеют ничего общего.
Сегодняшний закон направлен на блогеров, волонтёров, популяризаторов и частных учителей. Совершенно очевидно, что принятие этого законопроекта приведёт к существенным ограничениям организации гражданского общества, дискуссионных площадок, а также клубов по интересам. Многие просветительские проекты сегодня действуют только на энтузиазме и на волонтёрстве, и, получается, если мы забюрократизируем эту сферу, многие проекты, которые приносят реальную помощь и развивают гражданское общество, будут закрыты.
Безусловно, мы понимаем, что наши зарубежные оппоненты — и они этого не скрывают — вмешиваются во внутреннюю политику Российской Федерации под прикрытием просветительской деятельности, но, внедряя очередную бюрократическую машину, согласования, визы, мы не только не остановим этот процесс, а наоборот, привлечём к нему внимание. У нас есть законы, ограничивающие деятельность нежелательных организаций, представляется, что этого более чем достаточно.
Если бы ранее существовали подобные законы, конечно, мы никогда не увидели бы ни Ломоносова, ни Шувалова, ни Менделеева. И наши будущие поколения, уважаемые коллеги, вряд ли простят нам принятие подобных законов — таких, как сегодняшний, как закон о дистанционном образовании, как закон о едином государственном экзамене, — которые имеют одну цель: взять общественное сознание, свободу граждан под контроль государственной бюрократической машины.
Именно поэтому фракция ЛДПР не сможет поддержать очередной сырой закон о регулировании просветительской деятельности в том виде, в котором он предложен к третьему чтению.