![Культура в России](https://images.hub.ldpr.ru/display?path=media/images/c0dbe5640c7bd569c3fa5711f745558e1815af9f39df3171b497b6d816db159b.jpg&op=resize&h=600)
День работника культуры отмечается у нас в стране 25 марта. Для того, чтобы работники культуры чувствовали себя более защищенными, чтобы повышался престиж их профессии, необходимо полнее финансировать учреждения культуры и повышать заработную плату работников культуры. Сегодня она почти на треть ниже, чем в среднем по стране.
На телевидении, в кинематографе, в подавляющем большинстве средств массовой информации тиражируется культура, а также модели поведения и отношений между людьми, принятые в западном обществе. Постепенно утрачивается самобытность русской культуры, исторические обычаи и традиции. Все это надо учитывать при распределении бюджетных средств по разделу «Культура», а также при реализации национального проекта по культуре.
В этом проекте поставлено более десяти задач, но почти все они описательно-призывающие. Предлагается, скажем, обеспечить художественные, хореографические, музыкальные школы инструментами и оборудованием. Но в каком году эта проблема будет решена — неясно. Также не сказано, будем сами делать эти инструменты в своей стране или опять импортировать.
Напомню, что тридцать лет назад в стране производили 60 тысяч пианино, а сейчас всего три тысячи штук и не очень высокого качества. Вот пример из Украины, как без неё. В Чернигове выпускали рояли и фортепиано, сейчас эта же фабрика производит гробы. Грустно и символично.
Мы до сих пор не производим электрогитары, синтезаторы, хотя потребность в них высока и немало рабочих мест можно было создать за счет увеличения выпуска музыкальных инструментов. Молодежь любит музыку, но она видит на каких инструментах все играют — и где тут Россия? Патриотизм, он — реален. Если вокруг иностранные товары, то куда будет стремиться молодежь и ценности каких стран культивироваться?
Начинать надо с культурного воспитания детей. Возьмем игрушки. Опять у нас не «Аленушки» а куклы «Барби». Игрушки в основном иностранные. Детская одежда с иностранными этикетками. В какой стране я живу, спрашивает повзрослевший ребенок — если в России, то почему и игрушки, и одежда иностранные? Вот вам культурное воспитание и любовь к Родине — её ликвидируют с детства.
Строить надо фабрики по производству игрушек, детской одежды и обуви, чтобы дети наши ощущали себя живущими в своей стране. Министерство культуры должно давать соответствующие заказы министерству промышленности и торговли. Нельзя пускать на самотек эти вопросы. Иначе вырастим поколение, безразличное к судьбе своей страны. Они-то и песни слушают в основном англоязычные. Во всем должна быть мера — 80 процентов своего, 20 процента импорта. Если наоборот, то с таким мультикультурализмом мы потеряем свою идентичность, а это понятие провозглашено как одно из направлений национального проекта «Культура».
Книги становятся все дороже. Вот и сейчас сообщают об очередном подорожании книг, так как цены на бумагу опять пошли вверх. В интернете, на гаджетах всё безлико. Художественный вкус, стремление к красоте воспитываются вместе с красиво оформленными книгами. Хорошие, красивые книги и сейчас издают, но они дороги и не всем доступны. Всю детскую литературу надо серьёзно дотировать. Переиздание русских классиков надо также дотировать. Сейчас классика — это 15 процентов книжного рынка, остальное — новое, чаще всего это низкая по уровню художественная литература и переводы второстепенных иностранных авторов. Вот и воспитывается молодое поколение на этих «стрелялках» и «догонялках».
Двадцатый век принес нашей стране не только две опустошительные войны, но и колоссальную потерю культурных ценностей. Как говорят эксперты, от национального культурного достояния России начала 20 века к его концу осталось около 10 процентов. За рубеж было вывезено почти 80 процентов наших уникальных русских икон.
Много закрыто провинциальных библиотек и музеев, включая краеведческие. Земля и муниципальная недвижимость полностью в распоряжении местных чиновников.
Библиотеки и музеи не приносят прибыли. Надо их закрыть и построить торгово-развлекательный центр, рассуждают торгаши. Вот и новые культурные люди — покупай, ешь и развлекайся. Вот она вокруг — новая культура, рассчитанная на потребление, а не на созидание. А надо специальные уроки проводить в краеведческих музеях, чтобы с детства знали и любили родные места, пусть не всегда благоустроенные.
Нужен четкий реестр всех музеев в стране, надо их охранять и делать их интересными с помощью современных технологий. Иначе жадность ряда чиновников и бизнесменов погубит нормальные чувства и культуру у многих миллионов молодых людей.
Это внутри страны, а вовне — опять вспомним Украину. Из простонародного наречия сделали государственный язык с добавками из польского, венгерского и оторвали от России. Сотням западных фондов, ассоциаций, общественных организаций, работающим на искоренение всяких следов русского влияния на Украине — на чуть не сплошь русскоговорящей Украине с нашей стороны ничего не противостояло. Ни фондов, ни некоммерческих организаций по защите русского языка и культуры. Сделаны ли выводы из случившегося, − похоже, нет.
Молдавия перешла с кириллицы на латиницу. На очереди Казахстан. Что делать? На переговорах надо не только о товарообороте говорить, но и о культуре, реальной защите русской культуры в странах СНГ.
Надо в страны СНГ и в страны, где много русских, в массовом порядке — книги, словари, справочники, энциклопедии на русском языке. Мощные сайты в Интернете по пропаганде русской культуры, уроки русского языка в Интернете. Побеждает та политика, тот язык, та культура, которые активны и даже агрессивны. Деньги надо вкладывать не столько в трубы, сколько в культуру. Окупаемость дольше, но гораздо масштабнее.
Суть глобальной рыночной экономики — это захваты рынков слабых стран сильными. В российский кинопрокат США ежегодно вводят до 100 фильмов, российских фильмов в прокат выходит меньше.
Надо ограничить показ боевиков, чтобы молодое поколение России сохранило свою идентичность, чтобы они стали патриотами своей страны. Не пустые слова о патриотизме, а хорошие фильмы, учебники.
Прокат фильмов отдали в частные руки. И пошла коммерция. Главное — не суть ленты, а кассовые сборы. Чем больше стрельбы и спецэффектов, тем эти сборы выше. Культура должна быть в "государственных руках", под управлением талантов, а не "делателей денег".
Необходимо поддерживать и показывать фильмы, которые показывают историю России, несут позитивный заряд в общество, повествуют о великих русских ученых, музыкантах, писателях, живописцах, полководцах.
М.Н. Сидоров