В конце января отмечается Международный День таможенника. Российская таможенная служба выполняет важную работу по контролю за экспортно-импортными операциями. Уже реализована комплексная программа развития Федеральной таможенной службы до 2020 года. Важным достижением стало создание шестнадцати центров электронного декларирования вместо многих сотен мест таможенного оформления. Это существенно упростило и ускорило таможенное оформление экспорта и импорта товаров. В настоящее время принята стратегия развития таможенной службы до 2030 года, которая предполагает оснащение всех пунктов таможенного контроля самым современным оборудованием. Но дело не только в таможенном оформлении товаров, а в том, как формируются экспортные и импортные тарифы: способствуют ли они росту российской экономики, улучшению ее структуры, повышению уровня жизни.
Мы наблюдаем ужесточение санкций против России, но речь не о сегодняшнем «заговоре», а о рутинной многовековой конкуренции стран, где за внешней улыбчивой дипломатией используются все средства. Одним из главных экономических рычагов являются ввозные и вывозные пошлины или другими словами – экспортно-импортные тарифы. Иногда их не относят собственно к налогам. Наверно, чтобы увести в тень этот вопрос. Тариф – это арабское слово, которое обозначает постоянный налог, взимаемый при ввозе товаров в страну и их вывозе. Важно всегда понимать первоначальный смысл термина.
Ввозные и вывозные таможенные пошлины формируют самую большую часть доходов федерального бюджета. Налог на добавленную стоимость дает чуть меньше 20%. На третьем месте стоят налоги за пользование природными ресурсами – они дают более 10% доходов федерального бюджета. Если сложить вместе эти три вида налогов, то получится, что они формируют почти 70% доходов федерального бюджета. Вот такая тарифная и налоговая политика. С ее помощью мы не сможем ускорить экономический рост. Вместо НДС надо вводить налог с продаж. Его проще администрировать, и он не тормозит развитие обрабатывающей промышленности, где более высокая трудоемкость, чем в добывающих отраслях.
Вопрос о воздействии экспортно-импортных тарифов на экономику страны гораздо важнее, чем дискуссии о снижении или повышении ставки отдельного налога на 1-2%. Именно поэтому нас пустили в ВТО с условием быстрого снижения ввозных пошлин, чтобы импортная продукция убивала собственное производство. Санкции – это явление временное. А вот политика по захвату рынков транснациональными компаниями и уничтожению конкурентов имеет долгосрочный характер.
Посмотрим вглубь истории, чтобы лучше понять будущее. Великий русский химик и экономист (об этом мало кто знает), Д.И.Менделеев писал в свое время: «Всякий проживший 1860-1870 годы чувствовал, что страна не богатела, что ее достаток не возрастал, что надвигается что-то неладное. Корень дела был экономический и связанный с ошибочною торгово-промышленной политикой, выражающейся в необдуманном таможенном тарифе. Думали только о сбыте своего хлеба, т.е. о способе истощения страны, а забыли вовсе о развитии в народе новых промыслов. Крепостная зависимость миллионов русского народа от русских помещиков уничтожилась, а вместо нее наступила экономическая зависимость всего русского народа от иностранных капиталистов».
Не правда ли, звучит актуально. Если поменять слова «хлеб» на «нефть», «промыслы» на «отрасли обрабатывающей промышленности», «помещики» на «крупные собственники-экспортеры» — увидим Россию 1990-х годов. Во многом, к сожалению, и сегодняшнюю.
Быстро, но очень противоречиво развивались тогда отношения России и Германии. Немцы относились к России, как к аграрному придатку и рынку сбыта готовых германских товаров. Германия постоянно требовала снизить импортные пошлины на свои товары, ввозимые в Россию. Русские экономисты доказывали, что пошлины и без того низкие, их дальнейшее уменьшение не позволит развиваться собственной промышленности.
Определенную роль в развитии российской промышленности и укреплении российской экономики сыграл Сергей Витте. Еще будучи неизвестным, в 1883 году в своей первой книге «Принципы железнодорожных тарифов» он писал, что тарифы должны быть частью долговременной государственной политики, они должны «покровительствовать» развитию собственной экономики. Для этого нужны протекционистские тарифы, в том числе на железных дорогах: перевозка товаров из-за границы должна обходиться дороже, чем по своей территории.
Потому сегодня надо также поэтапно увеличивать вывозные пошлины на нефть, газ, металлы, чтобы направлять ресурсы на развитие своей экономики, а не на экспорт. А на готовую продукцию напротив, вывозные пошлины понижать, а ввозные повышать, пока свое производство не разовьется.
Быстрый рост экономики России в конце 19-го и начале 20-го века во многом обусловливался, правда не этими принципами. Германия добилась снижения импортных тарифов на ввозимые в Россию машины, оборудование. В основном на импортной технике быстро росло производство в России. Далее была война с Германией (1914) и последовавшая за этим остановка многих заводов, поскольку станки, комплектующие, запчасти закупались именно в Германии. Если бы таможенные споры с Германией закончились раньше, и Россия создала собственное машиностроение, то ход истории был бы другой. Не было бы «великой революции» 1917 года, не было бы гражданской войны и, очевидно, отечественной. Потакание экономическим интересам других стран ни для кого хорошим не заканчивается.
Случись сейчас рост напряженности в отношениях с теми странами, откуда идет оборудование и машины — ослабнет обороноспособность, если не будет своих точных станков, своей электроники. Международная кооперация нужна, но есть и ее пределы, чтобы не подорвать безопасность страны. Экономика и политика тесно взаимосвязаны. Внешняя политика только тогда эффективна, когда опирается на сильную и самостоятельную внутреннюю политику, включая нужные и целесообразные для развития страны налоги, кредиты, резервы, стимулы.
Экспортно-импортная политика должна быть активной, а не выжидательной. В трудные для экономики времена, например, Франция вводила ограничения на экспорт капитала, Япония использовала целевое финансирование промышленных компаний напрямую из бюджета, а не через банки. Японцы до сих пор ограждают своих крестьян-рисоводов высокими ввозными пошлинами на более дешёвый вьетнамский рис. Совсем недавно США резко увеличили тарифы на ввоз китайских товаров. И ничего. Все состоят во Всемирной торговой организации. Но действуют в интересах своих стран. Мы же, когда вступили в ВТО, согласились с резким снижением импортных пошлин на металл включая медь, никель, алюминий. В результате вырос импорт труб, алюминиевых конструкций. Приняли на себя ограничения по объему государственных субсидий для сельского хозяйства: получили рост цен на продовольствие. Особенно заметный удар в результате вступления в ВТО получила легкая промышленность, где импортные пошлины также были существенно снижены. Получили рост дешевого импорта, уменьшение объемов собственного производства. Заботимся о рабочих местах за рубежом, а у нас высокая безработица. Проще и лучше работать со странами по двухсторонним договорам, а не связывать себя многочисленными обязательствами перед «мировыми бюрократами», у которых отношение к России вполне понятное: как к конкуренту, которого надо ослаблять.
М.Н. Сидоров