Ежегодно 25 января отмечается День российского студенчества. Он совпадает с Днем мученицы Татианы Римской, которая в 18 веке стала покровительницей студентов. В этот же день, в 1775 году, был основан Московский государственный университет. Реальным создателем университета был М.В.Ломоносов. Учеба в МГУ тогда начиналась с философского факультета (три года), затем медицина, математика, история, юриспруденция. Сейчас философией мало кто занимается, поэтому мышление у большинства людей, включая руководителей высоко ранга, поверхностное. Не суть социально-экономических процессов познаётся, чтобы ими управлять, а отдельные явления, коих множество. Часто второстепенное принимается за главное. Тактика преобладает над стратегией.
Граф И. Шувалов еще в 1760 году пытался сделать высшее образование обязательным для дворян, но молодёжь не видела в учёбе практического смысла: у богатых деньги были, а бедные не могли подготовиться к поступлению в вуз. Только М. Сперанскому в начале 19 века удалось сделать так, что для поступления на госслужбу надо было закончить университет. Грамотные управленцы стали развивать российское государство. Преподаватели, профессора, как сейчас говорят, были социально защищены. Они имели статус государственных служащих. Зарплаты хватало не только на текущие расходы, но и на приобретение дома, поездки по стране и за границу.
В начале 20 века в России наступили смутные времена. Российские студенты не только учились, но и бастовали. Радикалы увидели в студентах свою радикальную базу. Второй съезд РСДРП принял специальную резолюцию «Об отношении к учащейся молодёжи», в которой призывал создавать молодёжные организации для борьбы с «ненавистным царизмом». Университеты не только несли знания, но они и раскачивали Российскую империю. Студенческая молодёжь помогла большевикам, а потом революция «рассчиталась» с ними.
Сегодня в стране четыре миллиона студентов. На тысячу человек населения число студентов в России – 40, в США – 60, в Австрии – 70, в Германии, во Франции примерно, как у нас. Россия в целом высокообразованная страна. Но во многом высшее образование стало платным, почти половина студентов оплачивает свою учебу. Стипендию получает только один миллион студентов, но ее уровень крайне недостаточен. Несмотря на многолетние призывы об увеличении числа студентов, обучающихся на инженерных специальностях, все еще преобладают экономисты – 12 процентов, юристы – 8 процентов от общего числа всех студентов. И вот еще одна не очень приятная цифра – 40 процентов выпускников не работают по специальности. Учеба проходит как бы в холостую. Полученные знания не востребованы.
Еще одна проблема – это эмиграция выпускников ведущих вузов страны. Ежегодно до 20 тысяч специалистов уезжает в другие страны. Что бы не говорили, экономическая мотивация в поведении людей является преобладающей. Но сейчас и уезжать необязательно. Есть, например, центр Боинга в Москве. Более тысячи лучших выпускников МАИ работают там. Условия лучше и уважение другое к специалистам. Часто вы видите, чтобы руководители страны беседовали с учёными, конструкторами самолетов, кораблей, руководителями IT – компаний? Теперь вот Аэрбас намеревается открыть подобный центр в России, куда отберёт лучших выпускников МАИ, Бауманки. Во многих ведущих университетах мира и научных центрах слышна русская речь, наши «мозги» работают на процветание других стран.
Если мы и дальше будем занимать приспособленческую политику, ничего хорошего не будет. Советы ректоров много лет пассивно смотрели на реформы в образовании. Вот один из примеров деятельности реформаторов — наши профессора, научные работники обязательно должны публиковаться в международных журналах, иначе не переизберут. Журналы эти частные, за публикации надо платить. И кто нас там ждет? Мало того, что платить надо чужим дядям, еще это и унизительно: чем наши журналы хуже?
Более половины студентов выбирают заочную и вечернюю формы обучения. Дешевле, проще, но качество образования ниже. Главное здесь работа, а образование чаще всего – для диплома. Хорошим слесарем, сварщиком, токарем быть непрестижно, а вот получить диплом о высшем образовании – необходимо для самоуважения и признания тебя окружающими.
Мало идет выпускников школ в вузы естественного, а не гуманитарного профиля. Там много математики, физики, химии и других точных дисциплин, требующих высокой усидчивости, запоминания законов, формул, умения решать реальные практические задачи. Престиж профессии инженера также подорван, так как экономика стала в основном экспортно-сырьевой, а сложное оборудование, техника, приборы в массовом порядке закупаются по импорту.
Что делать в этих условиях чиновникам от образования? К тому же «мировые» рейтинговые агентства по собственно сочинённым показателям не дают даже лучшим вузам приблизиться к мировым лидерам высшего образования. Как так, недавно – лучшая военная техника, где без математики никак, космос, атомная промышленность, турбины, электрооборудование, лазеры, приборы – кто все это делает, люди с плохим образованием? Да и сейчас способные выпускники МГУ, Физтеха, МИФИ и других вузов получают приглашение на работу от ведущих мировых компаний.
Возвращаемся к чиновникам от образования. Им надо отчитываться за качество. Опять же «мировые» рейтинговые агентства, как правило, частные и принадлежат конкретным людям, которые связаны с соответствующими политиками. При рейтинговой оценке вузов принимается во внимание, например, такой показатель как сумма привлеченных в вуз средств на научные исследования (гранты и прочее). Но отличие нашей страны заключается до сих пор в том, что многие научные исследования выполняются в институтах Российской академии наук. А в западных странах наука в основном сосредоточена в университетах. Сравнивать и объявлять рейтинги можно лишь для аналогичных объектов с одинаковой внутренней структурой. Иначе это похоже на сравнение собаки и слона по росту и весу.
Когда система работает плохо, когда нет серьезной мотивации, востребованности в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, тогда, чтобы заставить систему шевелиться, как-то развиваться, придумывают «кнут» в виде набора показателей, которые надо планировать, контролировать, выполнять. Все при деле. Включая вузовскую бюрократию, наконец-то осознавшую, как заставить подчиняться и выстроить в ряд творческих работников. Профессора, доценты, до сих пор бездельничающие, включились в планы, рапорты о достижениях. Всё ведь очень серьёзно: почему профессор Петров опубликовал за последний квартал только одну статью, а вот доцент Иванов – целых три. Подтянитесь, не подведите кафедру и факультет. Вот и найден смысл управления. Вот почему и качество образования снижается: преподаватели заняты бумажной рутиной и «графоманством».
Но он, этот смысл, совершенно в другом. Мотивацию надо включать и соответствующую среду создать. Наукой и подготовкой специалистов – бакалавров – магистров могут заниматься немногие, кто к этому способен. Талантливая молодежь должна прийти в вузы. Их не надо подгонять показателями. Образование, самореализация – это их жизнь. В такой творческой среде малоспособные не приживутся. Вы делаете сообщение на кафедре, на ученом совете, и всем вашим коллегам становится ясно, что вы из себя представляете, что и в каком объеме вы прочитали из последнего, есть ли у вас самостоятельные мысли, обобщения. Подготовка статей, книг, учебников – это естественная потребность творческого и мотивированного человека. Его не надо понукать, страсть самореализации в исследовании и создании нового – это его образ, и его стиль жизни. Не балаганы-шоу-совещания-протоколы, а сосредоточенная научная работа с продуманными и серьезными результатами в виде статей, диссертаций, учебников.
Среду надо создавать соответствующую в вузах, мотивировать талантливую молодежь, и через 5-7 лет ситуация в высшей школе начнет улучшаться. Станут восстанавливаться и создаваться научные школы, вернётся престиж ученых и преподавателей. И не надо будет погонять талантливых людей искусственно придуманными показателями. Качество образования станет реально повышаться.
Сидоров М.Н.