Катасонов С. М.
Выступление на пленарном заседании 10 ноября 2020
… Так получилось, что мы, рассматривая вот этот законопроект о патентной системе и делая на самом деле очень много интересного, дополняя полномочия субъектов, решаем ещё один очень важный вопрос — мы прекращаем в регионах работу по такому налоговому режиму, как ЕНВД, который многие годы работал, и единственным вариантом, по которому будут работать сегодня индивидуальные предприниматели, которые работали по ЕНВД, будет патентная система. В связи с этим, я думаю, мы понимаем (и концептуально мы не раз на эту тему говорили, и отдельно вносили законопроект по ЕНВД), что, конечно, при возможности всеобщего контроля — через контрольно-кассовую технику, контроля оборота и так далее — этот налог, ЕНВД, потихонечку как бы должен был уйти в прошлое, потому что он вводился тогда, когда проследить обороты было практически невозможно.
Вместе с тем мы обращаем внимание, что из регионов, из субъектов, не только из Оренбургской области, из многих субъектов приходят обращения — и не только от предпринимателей, но и от их представителей, от торгово-промышленных палат и других, — в которых говорится, что период, когда принято решение о том, что отменяется форма работы по вменённому доходу, выбран не совсем удачно. У нас идёт, скажем так, достаточно серьёзное закрытие предприятий малого и среднего бизнеса, того бизнеса, который работал на ЕНВД, и мы хотели бы своими поправками, понимая, что ЕНВД уже с 1 января у нас действовать не будет, всё-таки дать возможность тем, кто хочет работать, скажем так, на спецналоге... Что патент, что ЕНВД — природа примерно одна: в патенте точно так же определяется объём дохода, который может получить предприниматель, и потом определяется ставка. И нам часто здесь говорили, когда докладывали: будет замена — ЕНВД будет заменён на патент. Но есть одно отличие, и очень существенное: на патенте не могут работать организации. Если на ЕНВД имели возможность работать организации различных форм собственности, ооошки и так далее могли работать на ЕНВД, то сейчас это форма только для индивидуального предпринимательства. Это одна поправка, которой, мы считаем, необходимо это компенсировать: раз мы переходим на патент и это декларируем, давайте включим сюда и возможность для организаций работать на патенте.
Следующее. Мы говорим, что есть патент и что те предприниматели, которые работали на ЕНВД, смогут на нём работать. Не совсем так, потому что для патента существуют ограничения в обороте. Если при ЕНВД ограничений в обороте не было, определялся вменённый доход, платился налог, то здесь есть ограничение — в размере 60 миллионов. Поэтому мы предлагаем ввести две поправки: на переходный период увеличить этот объём, предложить для патента увеличить численность с 15 человек до 50, а объём оборота для патента — с 60 миллионов до 100 миллионов рублей.
И ещё один момент, который мы тоже хотели, так сказать, включить в свои поправки, последняя поправка, о которой я говорю. Хочу обратить внимание, что у нас запрещается сейчас работа по патенту применительно к товарам, которые имеют маркировку. У нас сейчас всё больше видов товаров переходит на маркировку, и мы длявсё большего количества, скажем так, видов продукции закрываем эту форму работы — на патенте. Мы считаем, что хотя бы на переходный период, пока у нас предпринимаются экстраординарные действия со стороны правительства по поддержке разного бизнеса и наших граждан, хотя бы на год надо продлить такую возможность, дать возможность работать на патенте.