Нилов Я. Е.
Выступление на пленарном заседании 11 ноября 2020
… В этом году заканчивается срок действия закона о потребительской корзине, которая позволяет рассчитывать прожиточный минимум. Критиковали потребительскую корзину, наверное, все фракции, регулярно мы отклоняли законопроекты на эту тему, и правительство должно было предложить либо новую потребительскую корзину, либо новую методику. Ну а МРОТ мы каждый раз утверждаем, когда рассматриваем проект федерального бюджета на плановый период. Правительство пошло другим путём: предложило новую, так называемую медианную методику, когда определяются медианный доход и медианная заработная плата, исходя из чего определяются прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда соответственно.
Комитет, приняв во внимание ту критику, которая звучала ранее, рассмотрев предложение, сформулированное в виде проекта закона, внесённого правительством, и проанализировав исследование, которое было заказано Государственной Думой юридической академии имени Кутафина (мы совместно с Комитетом по контролю и Регламенту принимали отчёт этой академии, анализировали данное исследование, и поэтому с уверенностью можем сказать, что те рекомендации, которые там звучали, учтены в предлагаемом проекте закона), принял решение концептуально поддержать законопроект. Социальные партнёры, входящие в трёхстороннюю комиссию, также концептуально данные изменения поддерживают. Есть некоторые замечания, которые требуют корректировки, но их можно учесть ко второму чтению, так что комитет предлагает поддержать законопроект.
Мы сегодня находимся на новом рубеже: мы отвязываем МРОТ от прожиточного минимума, сохраняя при этом конституционную гарантию того, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Темпы роста и одной величины, и другой величины становятся независимыми, что в целом заслуживает поддержки и внимания…
… Фракция ЛДПР долго колебалась, определяя свою позицию.
Мы понимаем, что правительство в современных условиях могло выйти с предложением продлить ещё на какое-то время потребительскую корзину, и Госдума проголосовала бы, и мы дальше критиковали бы, и сохранилась бы старая методика: и определение МРОТ, и определение прожиточного минимума. Нашим гражданам, абсолютному большинству наших граждан абсолютно без разницы, какая методика используется. Многие даже не понимают, как это всё формируется, в том числе и в этом зале, когда звучат цифры, проценты, многие путаются, далеки от... многие, не погружаясь в эту проблематику, вообще не понимают, о чём идёт речь. Так вот, не говоря о методике, а говоря о конечных величинах, которые и определяют уровень развития социальной политики в нашей стране, хотелось бы привести две цифры: если бы МРОТ на будущий год считался по старой методике, он был бы на 400 рублей меньше, чем предлагается с учётом новой методики; то же самое касается и прожиточного минимума.
Поэтому фракция ЛДПР критически относится к коэффициентам, которые предлагаются. Действительно, в Европе используется коэффициент 60 процентов, а у нас — 42 и 44 процента. Мы действительно критически относимся к тому, что используются данные из Пенсионного фонда России, потому как там все данные застрахованных лиц, в том числе и так называемых, ну, безработных ипэшников, которые зарегистрированы, взносы платят, но дохода не имеют. При анализе этих данных получается, что медианная заработная плата ниже, чем могла бы быть, если бы мы исключили эту категорию.
Так что к методике вопросы есть, к коэффициентам вопросы есть, к пятилетнему сроку пересмотра (почему бы не каждый год пересматривать?) вопросы есть, но в целом мы, рассматривая данный законопроект в разрезе того, как меняются МРОТ и прожиточный минимум на следующий год, приняли решение — не концептуально, а величинно — его поддержать, поддержать увеличение и МРОТ, и прожиточного минимума в связи с использованием новой методики. При этом мы подготовим ко второму чтению ряд поправок, чтобы изменить и коэффициенты, и период пересмотра этих коэффициентов, пересмотреть методику.
Хорошо, что методика в обязательном порядке должна утверждаться социальными партнёрами и рассматриваться трёхсторонней комиссией. Профсоюзы занимали и занимают принципиальную позицию, критиковали и критикуют те методы, ту методологию, которая сегодня предложена правительством, хотя в целом профсоюзы поддержали. Мы понимаем, что это нормальная европейская практика, когда мы отвязываем прожиточный минимум от МРОТ и теперь и одна, и вторая величины зависят от реальных доходов. При этом инфляция должна быть низкая, но этой низкой инфляции нужно добиваться, и реальные доходы нужно повышать, для того чтобы обеспечить рост и прожиточного минимума, и минимального размера оплаты труда.
И хорошо, что наводится порядок с региональными прожиточными минимумами. В абсолютном большинстве регионов намеренно занижают ПМ, чтобы переложить на федеральный бюджет доплаты к пенсии.