Жигарев С. А.
Выступление на пленарном заседании 28 октября 2020
… Что такое социально-экономический прогноз, который нам готовит Минэкономразвития? По сути дела, это лоцманская карта для корабля, которым является бюджет Российской Федерации. И вот о качествах этой лоцманской карты я хотел бы вам доложить.
Работа нашего комитета строилась не только на высокопрофессиональных знаниях наших коллег — депутатов, входящих в комитет, но и на заключениях Высшей школы экономики, Российской академии наук, финансового университета, Российского экономического университета имени Плеханова.
Я хотел бы вам доложить, что, рассмотрев прогноз социально-экономического развития страны на 2021—2023 годы, комитет считает необходимым отметить следующее. Чтобы обозначить наиболее критичный недостаток представленного прогноза, процитирую первоисточник, этот недостаток находится прямо на первой странице прогноза: "В базовом и консервативном вариантах не предполагается вторая волна новой коронавирусной инфекции". Обращаю ваше внимание, коллеги, это выдержка из прогноза социально-экономического развития, представленного в Государственную Думу в составе комплекта документов к проекту федерального закона о бюджете на предстоящие три года. Даже если разработчики прогноза под этой фразой подразумевали, что не ожидают введения такого жёсткого локдауна, как весной этого года, тем не менее ни в одном из вариантов прогноза они не учли и не просчитали должным образом негативные экономические эффекты от сжатия потребительского спроса, в том числе в силу как уже введённых, так и потенциально возможных ограничений на посещение различных общественных мест. Как вам это нравится? Одного этого факта было бы достаточно для признания того, что разработанный Минэкономразвития прогноз не может рассматриваться в качестве основы для формирования федерального бюджета на 2021 год.
Однако помимо этого большие сомнения вызывает обоснованность оценок темпов роста ВВП, потребительского спроса, инвестиций в предстоящие три года на фоне более чем скромной динамики реальных располагаемых доходов населения и весьма неблагоприятных внешних и внутренних экономических условий. Неудивительно, что в прогнозе отсутствуют какие-либо пояснения, каким образом, за счёт каких стимулов и источников будут достигаться столь впечатляющие темпы роста потребительского и инвестиционного спроса.
Считаю также необходимым отметить и другие серьёзные недостатки базового прогноза — хотя и первого было бы вполне достаточно, — на которые комитет указывает в своих заключениях уже пятый год подряд и которые за всё это время так и не были устранены разработчиками прогноза. В частности, как и для прогнозов предыдущих четырёх лет, в качестве отправной точки для формирования прогноза на 2021—2023 годы до сих пор используется сырьевая направленность отечественной экономики, а это губительно в условиях догоняющего развития страны в области технологического развития. Формируя внушительный массив прогнозных данных по широкому спектру направлений экономической деятельности, разработчики прогноза не определяют и не детализируют конкретные способы и механизмы достижения заявленных показателей, а также механизмы решения социально-экономических проблем. Это ставит под сомнение возможности реализации прогноза в полном объёме.
В целом прогноз, как и прогнозы предыдущих четырёх лет, воспроизводит инерционный тренд развития российской экономики, в рамках которого весьма проблематично рассчитывать на качественный экономический рост и достижение целевых установок и ориентиров, определённых экономическими указами Президента Российской Федерации.
В связи с этим комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации в очередной раз в первоочередном порядке активизировать усилия по разработке и принятию стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны до 2036 года и на дальнейшую перспективу. Разработка стратегии позволит сформировать основу для повышения надёжности и достоверности среднесрочного прогнозирования, избавив его от многих недостатков представленного прогноза, разработать и принять комплекс посткризисных мер долгосрочного действия, направленных на поддержку рынка труда и борьбу с бедностью.
С учётом изложенного комитет полагает, что представленный макропрогноз не может рассматриваться в качестве основы для формирования федерального бюджета на 2021 год до тех пор, пока в обоих вариантах прогноза (базовом и консервативном) не будут в полной мере учтены негативные экономические эффекты от второй волны пандемии коронавируса, связанные в том числе со сжатием потребительского спроса в силу действующих и потенциально возможных ограничений на посещение общественных мест…