
Диденко А. Н.
Выступление на пленарном заседании 27 октября 2020
Фракция ЛДПР поддержит предложенные законопроекты. Скажу больше, мы уже три десятка лет выступаем за то, чтобы в основах конституционного строя более чётко прослеживался примат Конституции Российской Федерации и национального права в целом над международными принципами, нормами и международными договорами, потому что у нас иногда в отраслевых законах и Конституция стоит ниже международно-правовых актов. Приведу конкретный пример: в нашем 131-м законе, который регулирует всё местное самоуправление в стране, в его статье 4 "Правовая основа местного самоуправления", общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры стоят выше Конституции, чего в принципе не может быть, даже исходя из анализа действующей на протяжении нескольких десятков лет Конституции 1993 года.
В связи с этим положения, которые были приняты, поддержаны, ратифицированы парламентом, подписаны президентом и получили поддержку населения на общероссийском голосовании, конечно, абсолютно логичны и созвучны предложениям, которые фракция ЛДПР выдвигает уже три десятилетия. Повторю, что мы настаиваем на более радикальном решении вопроса: национальное право в целом, наша национальная система права должна стоять выше международных договоров. Но мы прекрасно понимаем, что эта норма закреплена в главе 1 Конституции "Основы конституционного строя", она не может быть изменена иначе как путём пересмотра в целом Конституции. Видимо, политический консенсус на этот счёт ещё не достигнут, однако предлагаемые изменения, предлагаемые новеллы, на взгляд депутатов фракции ЛДПР, соответствуют положениям, которые содержатся в нашей программе. И на самом деле не так много у нас цивилизованных западноевропейских стран, которые вот так безусловно отдают примат международному праву над своими национальными системами. Можно вспомнить пример и опыт США: их Конституция не предусматривает ничего подобного. Более того, даже международные договоры, такие фундаментальные, как Женевские конвенции, например об обращении с интернированными военнопленными... Мы знаем, что есть Женевские конвенции, а есть США, которые содержат военную базу в Гуантанамо на Кубе, где абсолютно попраны все эти международные документы и договоры, там процветают пытки, и психологические, и физические, и прочие вещи, о которых мы прекрасно знаем. Так что, когда такая большая страна может сделать для себя исключение, совершенно очевидно, что международная система права, основанная на принципах консенсуса, компромисса, теряет свою эффективность. Уже ХХI век, не ХVI век, когда всё это зарождалось, и здесь, конечно, национальные системы, в случаях...
...когда они имеют конституционно значимый приоритет над международными договорами, должны иметь и приоритет в системе законодательства.
Фракция ЛДПР предложенные изменения поддерживает. И я думаю, председателям комитетов нужно серьёзно свои блоки законодательства проанализировать, потому что с точки зрения юридической техники любой принципиальный, фундаментальный отраслевой закон содержит так называемые общие принципы, правовые основы системы законодательства, системы нормативных правовых актов, где эта иерархия дана, и нам просто нужно очень серьёзно поработать, как Павел Владимирович сказал, проанализировать свои, так скажем, законы и привести их в соответствие с текстом Конституции, которая вступила в силу ещё в июле.