Проблемы и перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

На прошедшем в начале декабря совещании руководителей стран-членов ЕАЭС обсуждались вопросы развития интеграции с учетом современных вызовов.

ЕАЭС – крупный интеграционный проект в Евразии. Сегодня есть много скептиков и пессимистов, которые утверждают, что ЕАЭС слабое, малоэффективное объединение. И действительно, союз переживает период становления и развития. Сформированы наднациональные органы (ЕЭК, Суд ЕАЭС) на евразийском пространстве. Развивается товарооборот. Свобода передвижения людей стала одной из основ экономического союза. Теперь граждане России, Казахстана, Армении, Беларуси и Кыргызстана могут работать на территории любого государства – члена союза и иметь одинаковые права, обязанности и гарантии с гражданами данного государства.

Но остается актуальной проблема отношения граждан России к трудовым мигрантам. Это может провоцировать межнациональные и межрелигиозные конфликты, которые могут явиться дестабилизирующими для всей страны. Немало людей, которые считают, что надо выдворять из России нелегальных мигрантов из стран ближнего зарубежья. Не секрет также, что некоторые политики Казахстана и Беларуси высказывают опасения по поводу евразийской интеграции, так как она может привести к потере суверенитета страны. Присоединение Кыргызстана к союзу добавило еще одну межнациональную проблему. У этого государства есть проблемные неурегулированные участки государственной границы, где проживают совместно киргизы и узбеки. Существует реальная опасность того, что после Лукашенко, Назарбаева и Токаева к власти придут националисты — их вскармливают извне и изнутри с помощью многих некоммерческих организаций. Особенно в этом упражняются западные СМИ и внутренние «подпевалы», которые хотели бы и дальше разделять, и властвовать.

Привлечение новых членов в союз вызывало дополнительные инвестиции, чтобы стимулировать экономическое развитие в этих республиках. Не так давно Россия выделила кредит в 1,2 млрд долларов и Казахстан — 100 миллионов долларов на адаптацию киргизской экономики к новым условиям. Также Россия с Казахстаном оказывают помощь в оборудовании пропускных пунктов на границе с Кыргызстаном. Армения выступает тоже в роли финансового получателя. И здесь Россия выделила значительные кредиты. Нет сомнений, что эти страны и дальше будут требовать инвестиций, которые, в основном, идут из России. Белоруссия также имела ежегодный дополнительный доход в 3 миллиарда долларов, от поставок российской нефти. Теперь эти доходы уменьшаются в связи с «налоговым маневром». И вновь стала модной «многовекторность».

Активную деятельность вели и ведут прозападные фонды. Перед вступлением Кыргызстана в ЕАЭС западные неправительственные организации (НПО) активизировали свою работу: около 200 фондов и организаций, работавших критиковали власть и интеграционный вектор развития. В то время как количество евразийских НПО можно было посчитать по пальцам. В Армении иностранные фонды и политические силы попытались вывести людей на улицы, данное движение получило название «электромайдан». И эта попытка удалась. Власть сменилась. Произошла война с Азербайджаном. Что дальше — опять помощь России? Белорусские и казахстанские власти не хотят углубления интеграции. Россия предлагала создание Евразийского парламента или межпарламентской ассамблеи. Но еще несколько лет назад Лукашенко и Назарбаев отказались. Недальновидные политики. Сегодня раскачивают Белоруссию, а завтра придёт очередь Казахстана.

ЕАЭС, как международная организация и геополитический центр, должен выглядеть привлекательным, во-первых, для граждан союза, во-вторых, для людей и государств извне. Есть понятие «мягкая сила» — это способность добиваться нужных результатов с помощью активного информационного наступления, а не силой оружия и кредитами. Запад давно уже использует эту стратегию, продвигая позитивные образы США, как борца за свободу, Евросоюза, как бастион равенства прав и полов и так далее. Весь мир смотрит американские фильмы, следует западной поп-культуре, смотрит на западную моду, а потом устанавливает ее в своей стране — это и есть способы воздействия через массовую культуру. К сожалению, этой важнейшей сфере, ЕАЭС не уделяет должного внимания. Вопросы интеграции много обсуждаются на конференциях и встречах в высших кругах, но затем местные чиновники тормозят ее, преследуя не общие, а частные, свои интересы. Поэтому интеграционные процессы имеют больше протокольно-декларативный характер.

Реализация крупных культурных, социальных или научных проектов сталкивается с проблемой финансирования. В ЕАЭС нет межгосударственных фондов, которые могли бы выделять гранты на реализацию проектов на евразийском пространстве, за несколькими исключениями, которые занимаются инфраструктурными объектами, например, Евразийский Банк Развития. Нет фондов, которые выделяют стипендии для молодых евразийских ученых, однако существует множество западных организаций, которые предоставляют стипендии и стажировки заграницу, где с молодежью работают профессионалы публичной дипломатии, тем самым формируя лояльные Западу группы.

В Евразийском Экономическом Союзе отсутствует свой бренд, существуют проблемы визуализации. Отличным примером здесь является Евросоюз, его синий флаг с кругом из звезд известен всем, а флаг евразийского союза вряд ли кто-то сможет воспроизвести. Символика — это та обложка, по которой, в первую очередь, судят о союзе. Но данная проблема тесно переплетается с проблемой информационного сопровождения ЕАЭС. В данный момент нет общедоступного телеканала или радио, которые бы освещали деятельность ЕАЭС и те вопросы, которые объединяют жителей всего евразийского пространства. Только телеканал «Мир» ведет вещание, чего явно недостаточно. Именно поэтому евразийская интеграция остается «инициативой верхов», а народ знает больше о ЕС, чем о ЕАЭС.

Важнейшей проблемой евразийской интеграции выступает отсутствие квалифицированных кадров, специалистов, хорошо знающих особенности этих стран, а также языки стран — членов ЕАЭС. В последнее время считается престижным получить высшее образование за рубежом, в Средней Азии появилось много турецких школ и представительств ВУЗов, осуществляется большое количество стажировок в страны Европы, появляются китайские учебные заведения, например, институт Конфуция. В этой борьбе за умы ЕАЭС не должна оставаться в стороне, важно увеличить квоту для иностранных студентов из стран ЕАЭС в российских университетах, возможно открытие Сетевого Евразийского университета или, по крайней мере, кафедр евразийских интеграционных исследований. Это будет формировать лояльную евразийскую элиту, которая в будущем займет руководящие посты в управлении ЕАЭС и стран-членов ЕАЭС.

 

 М.Н.Сидоров                                                                                                                                                                                                                                                                   

@smilemakc © 2020