Бюджет и экономический рост

Госдума приняла бюджет на 2021-2023 годы Положительным в бюджете является реализация 12 национальных проектов: "Демография", "Здравоохранение", "Образование" и так далее. В эти проекты направляется более пяти триллионов рублей. Деньги немалые, но все же гораздо меньше, чем замораживается в "Фонде национального благосостояния".

Ещё один положительный момент — это направление бюджетных средств на машиностроение, производство станков и оборудования. По этой позиции мы критически зависим от импорта: ежегодно импортируем почти на 100 миллиардов долларов машин и оборудования, которые могли бы и сами производить, если бы в предыдущие годы больше средств направлялось на развитие своей экономики, а не на раздутые резервы и фонды. Большие резервы и фонды отражают неуверенность управленцев в том, что наша экономика будет успешно развиваться.

Почти 30 процентов всех бюджетных расходов в 2021-2023 годах направляются на решение социальных вопросов по разделу «Социальная политика». При этом в 2021 году расходы на здравоохранение сокращаются на 135 миллиардов рублей. Также сокращаются расходы на программу развития фармацевтической промышленности.

На наш взгляд, необходимо в условиях коронавирусной пандемии увеличить расходы на здравоохранение и на развитие фармацевтической промышленности.

К 2025 году предполагается «обнуление» экспортных пошлин на нефть и увеличение налога на добычу полезных ископаемых, что уже сегодня приводит к необходимости дотирования из бюджета нефтяных компаний и снижает рентабельность производства нефтепродуктов. В 2021-2023 годах это может привести к снижению поступлений от налога на добычу ископаемых в бюджет и росту цен на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин.

Очевидно, надо наоборот повышать экспортную пошлину на вывоз сырой нефти, снижать эту пошлину на вывоз нефтепродуктов и не повышать налог на добычу полезных ископаемых, чтобы обеспечить стабильное поступление доходов от этих пошлин в бюджет, стабилизировать внутренние цены на продукты нефтепереработки и обеспечить рентабельность и развитие нефтеперерабатывающих предприятий в стране.

Сбербанк (теперь – СБЕР) перешел в ведение правительства РФ. Более 40 процентов акционеров в СБЕРе – это иностранные акционеры. То есть они обладают блокирующим пакетом акций. Поэтому непонятно, как правительство РФ будет реализовывать необходимые инвестиционные программы и выполнение национальных проектов с помощью СБЕРа в этих условиях?

В соответствии с бюджетным правилом все доходы от экспорта нефти по цене свыше 42 долларов за баррель направляются на пополнение резервного фонда. Это фактически предполагает закрепление зависимости российской экономики от экспорта нефти, так как значительные средства просто накапливаются, а не направляются на развитие промышленности и реализацию политики импортозамещения.

В этих условиях практически невозможно обеспечить экономический рост и повышение доходов населения. К тому же доля инвестиций в валовом внутреннем продукте составляет 17 процентов при необходимых 25.

В условиях санкций и пандемии Россия продолжает соблюдать нормы и правила Всемирной торговой организации (ВТО), которые диктуют низкие таможенные пошлины на многие импортируемые товары, что препятствует реализации политики импортозамещения в стране и сохраняет высокую зависимость от импорта машин, оборудования, готовых потребительских товаров и экспорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Возможно, следует приостановить участие России в ВТО вплоть до снятия санкций.

В ближайшие три года численность населения в трудоспособном возрасте от 20 до 34 лет снизится на три миллиона. Это является результатом низкой рождаемости в 1990-е годы и невысоких доходов молодых семей сегодня. Необходимо обеспечить опережающий рост производительности труда в отраслях экономики, выйти на устойчивые темпы развития и увеличение доходов населения за счет форсированного создания рабочих мест в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве.

Кто может ответить на один общеэкономический вопрос: более 70% занятых в экономике работают на частных предприятиях, включая иностранные и совместные. Эти предприятия, как считают либеральные экономисты, более эффективны по сравнению с государственными. Почему же в этих условиях наблюдается низкий рост производительности труда, увеличивающийся разрыв по этому показателю с экономически развитыми странами?

Главное в бюджетной политике — это не дефицит – профицит, а доходы большинства населения. Боятся повышать хотя бы до 20 тысяч рублей минимальную зарплату. Даже на Украине ее уровень практически такой, как у нас сейчас. Доходы населения – это спрос на товары и услуги. Ниже доходы – меньше спрос, меньше производство товаров и услуг, меньше поступлений в доходную часть бюджета, и наоборот. Экономическая политика у нас – «как бы чего не вышло».

Много спорят о бюджетных поправках. Но смысла здесь немного. Бюджетные показатели по факту отличаются от запланированных, как правило, на 10 процентов. Поэтому то, о чем мы сегодня горячо спорим, завтра уже не имеет смысла — цифры другие: цены изменились на экспортные товары, рубль девальвировался, государственные программы, что запланировали, выполнены едва наполовину и так далее. К тому же слабая финансовая дисциплина и прогнозы низкого качества.

Обсуждать надо не столько цифры, сколько саму бюджетную политику. Вот элементы сегодняшней политики:

- в текущем году уже вывезли из России в Лондон более 200 тонн золота. В прошлом году – более 100 тонн. Вместо золота закупаем иностранную валюту и их ценные бумажки. Это разве стратегия? Золото надежно, в бумажки нет;

- повышаем налог на добычу железной руды, следовательно, вырастут цены на металл и на продукцию машиностроения;

- уменьшаем пошлину на вывоз нефти и увеличиваем налог на добычу нефти. Поэтому вынуждены из бюджета выделять деньги нефтяным компаниям, чтобы нефтепереработка не стала убыточной и цены на бензин резко не повысились. Зачем делаем этот «налоговый маневр», по чьим рекомендациям?

- для пополнения доходов бюджета ослабляем рубль по отношению к доллару. Минфин, Центробанк от покупки валюты получают дополнительные рублевые доходы для бюджета. Это выгодно и нефтяным компаниям, но девальвация рубля ведет к росту цен и дальнейшему снижению реальных доходов большинства населения;

- цифровая экономика на дворе, а мы многие миллиарды направляем на содержание сотрудников, зданий, командировок и прочих расходов Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования. Пора из бюджета напрямую отправлять пенсии и финансировать отделы здравоохранения в городах и районах через Министерство финансов и Федеральное казначейство.  Добавить им по паре департаментов. А то мы часто сокращаем, что называется «под гребенку», а надо выборочно и со смыслом.

Минфин идет по легкому пути повышения налогов, акцизов и сокращения расходов. А его главная задача – вместе с другими министерствами работать над повышением доходов от роста производства товаров и услуг. В этом смысл долговременной бюджетной политики. Но она фактически не меняется с 1990-х годов. Вспомним Генри Форда, он предупреждал, что если хочешь развалить производство, то доверь его финансистам. Что мы и видим на примере нашей экономики.

Рост экономики на 3 % в год отнесли на 2023 год. В течение 2021-2022 годов рост будет меньше и, следовательно, экономика России будет все больше отставать по темпам от Китая, Индии, Вьетнама и других развивающихся стран.

В целом, бюджет на предстоящие три года сохраняет тенденции предыдущих лет, но мы не видим экономического рывка, его поэтапной подготовки и реализации. Эпидемия коронавируса – это не только угрозы, но и возможности для быстрого развития фармацевтической промышленности и повороте многих отраслей нашей экономики не столько на экспорт, сколько на повышение внутреннего спроса и роста доходов граждан.

 

М.Н. Сидоров

 

@smilemakc © 2020