Качество образования определяет безопасность страны

Национальная безопасность страны на основе интеллекта и лучшего в мире образования — это первоочередная задача. Поэтому качество высшего образования определяет конкурентоспособность страны и ее возможности для предотвращения внутренних и внешних угроз. И вовне, и внутри есть влиятельные силы, которые хотели бы ослабить страну, подчинить ее развитие так называемому «свободному» мировому рынку, где властвует несколько государств и определенное число транснациональных компаний, преследующих собственные интересы и цели. Главная из этих целей — ослабление конкурентов с помощью управляемых валютных, фондовых и кредитных рынков, а также военных угроз и вмешательств. Выиграют те страны, которые создадут лучшие системы образования, готовящих высококвалифицированных специалистов, способных также понимать и оценивать ситуацию в стране и в мире.     

Так что, в этом конкурентном мире не надо становиться жертвой, а надо быть «цивилизованным», хорошо образованным захватчиком с развитым внутренним производством и сильной армией.

Политика СМИ тоже в основе своей, если так можно выразиться, антиобразовательная. Необходимо формировать в обществе культ труда, созидания, а не спекуляций и торговли, поднимать престиж конструктора, ученого, одновременно создавая новые высокотехнологические предприятия для использования высококвалифицированных кадров. Не «тусовки, шоу и гламур», а люди, которые учатся, пополняют свои знания, работают, создают полезное для страны.

Надо кардинально изменить кадровую политику. Ключевые посты в федеральных, региональных и муниципальных органах власти должны занять только честные профессионалы с хорошим образованием и соответствующим опытом работы не менее пяти лет. Не должно быть келейности и местечковости в кадровой политике. Именно такие явления обуславливают низкую эффективность управления.

Откуда берут начало реформы образования, начиная с 1990-х годов и поныне? Все из тех же центров – Мировой банк, Международный валютный фонд. В 1990-е годы они нам насоветовали и как систему образования строить, и экономику, и банки. Вот так «папуасам» объясняли, как надо жить. Результаты известны. У Мирового банка и в 2000-е годы брали займы, чтобы они научили нас уму-разуму. Создали Высшую школу экономики (ее называют «Вышкой»). Эта самая «Вышка» и стала служить переводчиком англоязычных рекомендаций по управлению, включая и образование. Напомню лишь несколько рекомендаций этого Мирового банка:

            - «закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов;

            - закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку;

            - не повышать долю расходов на высшее и среднее профессионально-техническое образование в валовом внутреннем продукте, если они до этого не будут серьезно реструктуризированы».

Платили миллионы долларов вот за такие советы. Чиновники от образования и приближенные к ним профессора осваивали эти кредиты и слыли реформаторами, переводя с английского на русский. Россию с одной из лучших систем образования вот эти международные и свои же, простите, пройдохи учили, как, по сути, разваливать систему. По их рецептам ввели подушевое финансирование школ и ликвидировали сотни школ в селах и городах. Вам понятны результаты действий этих реформаторов?

И ЕГЭ деятели из Мирового банка порекомендовали, чтобы экзамены были «справедливыми и эффективными».                                  Наши «недоросли» объясняли введение ЕГЭ расширением возможностей выпускников школ из регионов поступать в ведущие вузы страны, то есть, повышением доступности высшего образования. Но эта доступность упирается в недоступные цены на аренду жилья в крупных городах, высокие цены на питание и недостаточное количество студенческих общежитий. А коррупция из вузов переместилась в школы и районные, городские отделы образования. Поэтому проблем не стало меньше, а доступность высшего образования для талантливых выпускников школ из семей с невысокими доходами не увеличилась.

В развитых странах все серьезные государственные решения принимаются только после их обсуждения учеными-экспертами в данной области. Профессора входят в наблюдательные советы компаний, банков, часто являются независимыми директорами, консультантами.

Надо использовать эту мировую практику и свою собственную, когда в Госплане и министерствах имелись серьезные экспертные советы, привлекались ученые из Академии наук, вузов, чтобы давать заключения на инвестиционные проекты и планы, программы развития.                           

В системе образования нельзя отбрасывать то лучшее, что было в прошлом. Так, в СССР техническое образование было приоритетным и лучшим в мире. Была востребованность в инженерах, технических специалистах. Промышленность, включая оборонку, составляла 80 процентов от промышленности США. Сейчас – менее 30 процентов.

Преподаватели вузов, техникумов тогда избирались по конкурсу на 3-5 лет. Сейчас контракты на год. Зарплата профессора была в 3 раза выше средней. Была устойчивость, сохранялись научно - образовательные школы, приходила талантливая молодежь. Сейчас средний возраст профессора в России 60 лет. В США — 45 лет. Молодежь у нас неохотно идет в науку. Низкий престиж, низкие зарплаты. Колоссальные потери несет страна и их никто не считает из-за утечки мозгов. Причем молодых.

Было также много фильмов, передач об ученых, профессорах, открытиях. Сейчас в СМИ преобладают скандалы, трагические случаи.

Если сравнивать с европейским образованием, то оно сейчас немногим лучше, чем у нас. Об этом говорят международные конкурсы учеников, студентов. Наши школьники и студенты часто получают первые места. Но на Западе жёстко пресекается списывание со шпаргалки. Считается, что это воровство. В Израиле — это даже уголовная ответственность. А у нас по доброте русской могут и не заметить шпаргалки. Отсюда   и руководители со шпаргалками. Тему плохо знают и зачитывают с трибун, потому что учились по шпаргалкам – западным учебникам.

Пора рациональнее подходить к рейтингам. Их составляют частные западные агентства, как правило, связанные с политиками. Поэтому объективности здесь нет. Нужны свои рейтинги, свои рейтинговые агентства. Немногие способны к науке и преподаванию. Талантливая молодежь должна прийти в вузы. Их не надо погонять показателями. Самореализация – это их жизнь. В творческой среде малоспособные не приживаются.

 

         Сидоров М.Н.

         17.11.2020г.                                                                                                                                         

@smilemakc © 2020