logo

Ошибаться и расслабляться нельзя – с одной стороны – надо пополнять государственную казну, а с другой, не нарушать права налогоплательщиков

В налоговой службе сегодня занято 118 тысяч человек. Но при этом более 20 тысяч – вакансии. День сотрудников налоговой службы отмечается 21 ноября. Работа сложная и ответственная. Читайте аналитический материал ЛДПР к профессиональному празднику налоговиков. 
img Дата
22.11.2025
img Просмотров
32
img Поделиться
регионы ХМАО-Югра аналитика лдпр

Ошибаться и расслабляться нельзя – с одной стороны – надо пополнять государственную казну, а с другой, не нарушать права налогоплательщиков. При этом надо определять тех, кто не доплачивает налоги и, уклоняясь от законов, «оптимизирует» налоговые отчисления. До недавнего времени таких было немало, сегодня существенно меньше благодаря цифровизации и автоматизации. Налоговая дисциплина в стране значительно выросла. Об этом свидетельствует более быстрый рост налоговых платежей по сравнению с темпами производства товаров и услуг в течение последних лет.

В налоговой службе сегодня занято 118 тысяч человек. Но при этом более 20 тысяч – вакансии. До сих пор высока текучесть кадров. В следующем году предполагается сокращение численности до 100 тысяч человек. Активно внедряются цифровые технологии. Средняя зарплата работников налоговой службы ниже, чем средняя по стране. Налоговый инспектор получает 50-60 тысяч и это в крупных городах, а «на периферии» зарплаты могут быть и ниже. А низкая зарплата — это путь к коррупции. Поэтому следует предусмотреть повышение зарплаты сотрудников налоговой службы.

Тем более, что нагрузка на сотрудников существенно возрастает с будущего года. Принято много нововведений в налоговую систему. Они, как правило, носят частный характер. Так, освобождаются от НДФЛ доходы участников программы «Земский тренер». Но нет такого освобождения для земских врачей и учителей. Освобождаются от уплаты земельного налога временно отселенные жители тех территорий, где введены режимы чрезвычайного положения, контртеррористических операций. Немало и других частичных нужных инноваций.

Но в целом налоговая система остается прежней, как нам порекомендовали в 1990-е годы. Такая система закрепляла сырьевую направленность развития экономики и с помощью высокой ставки НДС препятствовала росту машиностроения и других трудоемких обрабатывающих отраслей.

Налоги выполняют две основные функции – фискальную и стимулирующую. Фискальная – это сам по себе сбор налогов для пополнения федерального, региональных и местных бюджетов. Основное здесь- как можно больше собрать налогов. Стимулирующая функция налогов помогает развитию крупного, среднего и малого бизнеса. Она способствует экономическому росту в стране. Смысл здесь простой: снижение налогов, особенно когда экономика растет медленно, ведет к расширению налоговой базы, активизации предпринимательства.

Следует признать, что пока на первом месте у нас фискальная функция. Не так давно НДС подняли с 18 до 20%. Теперь с 2026 года ставка будет 22%. Не так давно налог на прибыль был 20%, теперь 25%. Со следующего года увеличивается налоговый пресс на малый бизнес, на предпринимателей.

Обычная и довольно примитивная финансово-бухгалтерская логика – чтобы увеличить доходы бюджета надо повысить налоги. Без заботы о стимулировании развития и поощрения предпринимательства. Но чем меньше денег остается у предприятий, тем меньше у них возможностей для повышения зарплаты работников, закупки нового оборудования, применения новых технологий. Конечно, это правило действует в условиях ограничения вывоза капитала из страны.

К аналогичным результатам приводят и высокие проценты за кредит. Они ограничивают развитие производства товаров и услуг. Обычная рентабельность, скажем, машиностроения – 10-15%. Таково отношение прибыли к издержкам. При кредите в 20% нет окупаемости капитальных затрат. Машиностроение развивается недостаточными темпами только за счет части своей прибыли.

Торговля постоянно берет кредиты для закупок товаров. Поэтому при высоких налогах и высоких процентах за кредит, чтобы поддерживать свою рентабельность, торговые организации увеличивают цены. Борьба с инфляцией с помощью высоких налогов и высокой ключевой ставки препятствует развитию производства, подстегивает рост цен, так как предложение отстает от спроса.

На помощь приходит импорт. Вот почему импортозамещение, особенно в машиностроении идет довольно медленно. К тому же сформировались крупные компании, которые в основном импортом и занимаются. Они не только не вкладывают средства в импортозамещение, но и препятствуют ему.

В Китае, например, НДС — 13%. Там, кстати, недавно было организовано производство наших мотоциклов «Урал». У себя их производить невыгодно. Это лишь один пример, а их уже немало и по разным отраслям.

В таких условиях чья продукция будет дешевле? Простые вопросы, но вразумительных ответов нет. Кстати, сотрудники налоговой службы до половины своего рабочего времени, нередко и сверхурочно, затрачивают на расчеты НДС, включая и экспортно-импортные операции, когда при экспорте НДС надо вычитать, а при импорте начислять.

ЛДПР давно предлагала вообще отказаться от налога на добавленную стоимость, а перейти к налогу с продаж. Это бы существенно упростило налоговую систему и помогало развитию обрабатывающих отраслей экономики.

Часто критикуют, рассуждают. А где предложения? Они не такие сложные. Просто надо планировать экономическое развитие, в не пускать его на самотёк, исходя из цен на нефть, экспортных возможностей и ставя во главу угла внешнюю конъюнктуру, а не собственное развитие. Что целесообразно делать. Принимается бюджет на ближайшие три года. Одновременно закладываются параметры налогов и ключевой ставки. Например – 2027 год- налог на прибыль – 23%, НДС – 20%; 2028 год – налог на прибыль 20%, НДС – 18%. И на следующий год – снижение на один-два процента. Вот таким образом и формировать трехлетний бюджет.

Целесообразно также вернуться к экспортным пошлинам на нефть и сократить налог на добычу полезных ископаемых, чтобы исключить рост цен на бензин и убыточность нефтеперерабатывающих предприятий.

Пора существенно корректировать систему прогнозирования и планирования в стране. Прецедент уже есть. Пенсионную реформу «растянули» на несколько лет. Теперь вот переход на НДС для малого бизнеса тоже не стали делать одномоментно. Предсказуемость изменения налогов на несколько лет вперед позволяет и крупному, и малому бизнесу строить планы, а не ждать неожиданных решений, связанных с внешними обстоятельствами. Это и есть залог стабильного и устойчивого развития экономики.

Автор: М.Н. Сидоров

Этот сайт использует cookie-файлы, чтобы помочь Вам в навигации, а также для предоставления лучшего пользовательского опыта
Принять