Конституция России и рост экономики. Аналитика ЛДПР
День Конституции России отмечается 12 декабря.
Далеко не все задумываются о роли Конституции в жизни общества. Казалось бы, где я, простой гражданин и избиратель, и где Конституция с ее обобщенными понятиями и формулировками. А связь на самом деле прямая. Конституция определяет, как устроена власть в стране, как она формируется, какие обязанности возложены на правительство, Центральный банк, региональные и муниципальные органы власти. Конституция, таким образом, формирует и нашу жизнь, и будущее наших детей.
До 1917 года в России существовал Свод законов Российской Империи. Как таковой конституции не было, впрочем, как и сегодня в Англии и ряде других стран. Первая Конституция в нашей стране была принята в 1924 году. Тогда существовали две точки зрения на внутреннее устройство государства. Согласно первой – все республики, включая Азербайджан, Армению, Белоруссию, Украину и другие должны были войти в состав РСФСР, то есть в Россию.
Но победила вторая, ленинская точка зрения о равноправности всех республик СССР. Вот эта «равноправность» с помощью геополитически недалеких Горбачева, Ельцина, Кравчука и Шушкевича привела в 1991-ом году к распаду единой большой страны. Привело это также и к СВО. Отсюда становится понятным, что нормы Конституции определяют жизнь государства и его граждан на многие годы вперед. Экономисты посчитали, что распад СССР привел даже к более высоким экономическим потерям, чем они были в Великую Отечественную войну.
Следует также напомнить, что Владимир Жириновский предлагал административно-территориальное разделение страны, памятуя горькие уроки 1991-го года. Развал СССР был предопределён внутренним делением страны не по губерниям, как было до 1917 года, а по национальным республикам.
В Конституции определена роль и задачи правительства России. Правительство, в лице министерства финансов, формирует бюджет страны с его расходами и доходами. Чем больше доходов, тем лучше работает экономика, тем выше производительность и, соответственно, оплата труда. Когда расходы превышают доходы возникает дефицит бюджета. Как его покрыть? Обычный прием — с помощью займов.
Выпускаются государственные облигации, их покупают компании, банки, по ним из бюджета выплачиваются бонусы-проценты. Когда в течение длительного времени расходы превышают доходы, то растет государственный долг, из бюджета надо все больше платить тем, кто купил облигации.
Во многих государствах, включая США и европейские страны, государственные долги уже превышают тот доход, который страны создают за год. Выплаты растягиваются на десятилетия и чем они больше, тем меньше остается средств на увеличение пенсий, строительство больниц, школ, жилья.
В нашей стране этот долг пока не очень большой- 32 триллиона рублей. Речь идет о внутренних займах. Есть еще долги и перед другими странами, они сегодня порядка 5-ти триллиона рублей. В целом долг составляет 20 процентов от всех доходов страны за год или, как чаще говорят, от валового внутреннего продукта. Но тенденция складывается не очень хорошая. За этот год внутренний госдолг уже вырос на 10 процентов. Из бюджета держателям государственных облигаций, они называются облигации федерального займа (ОФЗ), в этом году будет выплачено почти 2,5 триллиона рублей, что больше. например, чем расходы на науку. А сумма долга в 32 триллиона рублей близка к доходам федерального бюджета, так что расплачиваться за сегодняшние долги надо будет еще «долгие годы».
Для чего был приведен этот пример? Для того, чтобы понять первопричины недостаточно высоких темпов роста нашей экономики. Модель экономики определена Конституцией и законами, которые разрабатываются на ее основе. И в законах о бюджете, которые принимаются каждые три года, следовало бы указывать четкие границы для государственного долга, ключевой ставки Центробанка и потолка цен на основные продовольственные товары.
В жизни везде есть ограничения и лимиты. Есть время работы и время сна, объемы потребления воды и пищи. Есть технологические нормы, технические условия при выпуске любой продукции. Как только нормативная база ослабевает, то, как правило, ухудшается качество товаров. А в экономике до сих пор нет надежных и долгосрочных ограничений по долгам, ценам, тарифам, процентам по кредитам, соотношению рубля и доллара, юаня.
Все эти параметры часто меняются, приспосабливаются к новым внешним и внутренним условиям вместо того, чтобы эти условия менять в пользу быстрого роста экономики. Речь не идет о так называемой командной экономике, но необходимость прогнозирования и планирования основных экономических показателей необходима для того, чтобы экономика не была подвержена постоянным конъюнктурным влияниям, а более тесно была привязана к государственному регулированию и управлению. Государственное управление и частная инициатива должны гармонично сочетаться.
В 75-ой статье Конституции РФ указывается, что основной функцией Центробанка является обеспечение устойчивости рубля. Как он с этой функцией справляется мы видели и в 1998 году, и в 2014, и в 2022, когда курс рубля стремительно падал. Сегодня он укрепляется, что выгодно импортёрам и невыгодно экспортёрам и бюджету. В будущем, очевидно, мы не застрахованы от снижения курса нашей валюты, так как, «списывая» положения о Центробанке с американской Конституции и закона о Федеральной резервной системе (Центробанк США) забыли указать главные функции Федеральной резервной системы. А именно (приведем дословный перевод):
«- поддержание баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами;
- поддержка роста денежно-кредитных агрегатов, соответствующего в долгосрочной перспективе экономическому потенциалу увеличения производства;
- содействие эффективному достижению целей по максимизации занятости;
- поддержание стабильности цен и обеспечение умеренных долгосрочных процентных ставок».
То есть, коммерческие банки должны работать не сами по себе в погоне за прибылью, а в соответствии с государственными интересами и целями. Вот у нас сейчас – национальные проекты. Отвечает за них Правительство, но не банки. А что сделает Правительство без доступных кредитов для развития?
В законе о Центробанке надо четко записать, что Центробанк несет ответственность за деятельность коммерческих банков в соответствии с общенациональными целями и проектами, за увеличение производства товаров и услуг в стране, импортозамещение, создание рабочих мест во всех регионах страны. Тогда и цены успокоятся.
После победного окончания СВО вполне вероятно, что будут внесены поправки в Конституцию, связанные с международным положением России, обеспечением её безопасности и взаимодействием с сопредельными государствами. Тогда, очевидно, следовало бы рассмотреть и ряд экономических положений, затронутых в этом материале, чтобы улучшить нормативные условия для быстрого роста экономики России.
Сидоров М.Н.





























