
Нилов Я. Е.
Выступление на пленарном заседании 12 февраля 2020
В прошлом году была проведена так называемая пенсионная реформа, изменились параметры пенсионной системы. По инициативе фракции ЛДПР в Государственной Думе были приняты поправки в Бюджетный кодекс — депутат Исаев тогда докладывал это предложение, оно нашло поддержку, сегодня это действующие нормы, зафиксированные в Бюджетном кодексе: средства, полученные от реализации имущества или изъятые у тех, кто совершил коррупционное преступление, являются источником пополнения бюджета Пенсионного фонда. Это решение было направлено на обеспечение дополнительного дохода бюджету Пенсионного фонда с целью последующего увеличения пенсий пенсионеров, и мы все единогласно его поддержали.
Законодательная инициатива, которая предложена нами сегодня, — это не что иное, как совершенствование уже пенсионного законодательства, его гармонизация и синхронизация, так как в Бюджетном кодексе этот источник определён, но в пенсионном законодательстве ничего про это не сказано. Мы предлагаем, чтобы средства, изъятые у коррупционеров, окрашивались и аккумулировались, с учётом того что спрогнозировать объёмы и периодичность поступлений невозможно, и при принятии соответствующего решения — будет ли это разовая, одномоментная помощь всем пенсионерам, будет ли это иное решение — использовались исключительно для передачи в каком-либо виде пенсионерам, как и задумывалась эта норма, когда фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагала поправки в Бюджетный кодекс.
Что мы имеем сегодня? Деньги эти поступают, соответственно, в бюджет Пенсионного фонда, но, не будучи окрашенными, они либо уменьшают объём средств, которые поступают в виде трансферта из федерального бюджета, либо накапливаются, а потом, когда происходит корректировка параметров бюджета Пенсионного фонда, расходуются на совершенно иные цели. Таким образом, нарушается логика, предложенная депутатами фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" во время пенсионной реформы.
Мы предлагаем эти деньги окрашивать и тратить целевым образом, реализуя то, о чём говорил с этой трибуны депутат Исаев, в том числе в ответе на мой вопрос относительно возможности окрашивания средств, которые поступают в результате конфискации при совершении коррупционных преступлений, для того чтобы обеспечить реальный рост пенсий или единовременных выплат нашим пенсионерам.
…
Я ещё раз обращаю внимание на то, что механизм обеспечения роста пенсий, продекларированный тогда, когда обсуждался очень скандальный закон об изменении параметров пенсионной системы, воспринимался неплохо, но этот механизм не работает, и работать он, если не внести изменений в пенсионное законодательство, не будет.
И потом к вам же обращаются избиратели-пенсионеры и говорят, что обещали в среднем на тысячу рублей повысить пенсии, а у них всего на рубль увеличилась пенсия в этом году. Конкретно ко мне в зале подходил депутат, который представляет Мордовию, — избиратель из Мордовии к нему обратился и сказал, что после индексации пенсий в соответствии с закреплёнными параметрами индексации выше уровня инфляции пенсия у пенсионера в этом году стала больше на 1 рубль. Пенсионный фонд ответил, показав все расчёты, что всё правильно. Мы проверили — действительно, все расчёты правильные, посчитали всё правильно. Другое дело, что есть вопросы к мордовским депутатам, которые прожиточный минимум в 2019 году приняли в размере 8500 рублей и в этом году приняли такой же прожиточный минимум — 8500 рублей, он никак не изменился, из-за этого и роста пенсий не произошло, поскольку это повлияло на федеральную социальную доплату, в результате пенсионеры получили на 1 рубль — на 2 рубля больше, чем в прошлом году. И по статистике, которую приводит отделение Пенсионного фонда по Мордовии, у 90 процентов пенсионеров увеличение пенсии в этом году составило от нуля до 10 рублей. При этом на всех телеканалах звучало, что в среднем пенсия увеличится на тысячу рублей.
Получается, мы, принимая решение, красиво декларировали, давали обещания, что будет обеспечен рост пенсий действующим пенсионерам и для этого изменяются параметры пенсионной системы, только вот теперь мы видим, к чему всё это привело. Сейчас не принимается концепция законопроекта фракции ЛДПР, хотя законопроект можно подправить, чтобы были эпизодические выплаты — раз в год, раз в два года, — можно сделать отсылочную норму, чтобы правительство принимало решение, в связи с наличием этих окрашенных денежных средств, о единовременной выплате, как, например, у нас была выплата в 5 тысяч рублей всем пенсионерам, в том числе военным пенсионерам, в 2017 году, тем самым попытались ну хоть немножко скомпенсировать недоиндексацию пенсий в 2016 году.
Я напоминаю, что если поправки не будут приняты, то механизм, предложенный партией большинства и поддержанный всеми, работать не будет. Мы, со своей стороны, если законопроект будет отклонён, поменяем некоторые формулировки — зафиксируем, что эти средства не обеспечивают роста пенсий, а используются для ежегодной выплаты всем пенсионерам, если объём средств будет позволять. Мы подумаем над формулировками, но мы всё равно будем добиваться реализации того, что предложила партия большинства, внеся поправки в Бюджетный кодекс.