
Свинцов А. Н.
Выступление 22 января 2020 на пленарном заседании
... Мы годами, а иногда даже десятилетиями развиваем разные программы, в рамках которых субсидируем, помогаем, даём какие-то льготы, скидки на проценты и так далее. Но давайте ответим на главный вопрос: а что это даёт? А это даёт нарушение конкуренции. Если один малый предприниматель шьёт обувь и ему, например, дали дотацию, субсидию или снизили процентную ставку по кредиту, то, получается, он переходит в категорию... он вне конкуренции, потому что у него всё дешевле. Если только у него есть скидки по уплате каких-то налогов, ещё чего-то, ему бесплатно дали землю или у него более дешёвая аренда помещения, магазина от субъекта или от города, то, получается, мы нарушаем конкурентную среду в нашем государстве. И опять одни выигрывают — а выигрывают, как правило, только близкие к властям предприниматели, — а другие, все остальные проигрывают, то есть проигрываем мы с вами, проигрывают наши граждане.
Я надеюсь на то, что всё-таки новый премьер-министр, который великолепно умеет считать налоги, начнёт с этого, с главного, с базового вопроса — с налогов. Сегодня предприниматели стонут от тех налогов, которые с них взимают. Вот вам простой пример, этот вопрос касается 40 миллионов граждан во всех регионах нашей страны! Вдумайтесь: полтора года назад — и это продолжается, нарастает — налоговые службы стали взимать налог с земель для дачного хозяйства, для садоводства не по ставке 0,3 процента, как написано в Налоговом кодексе (это максимальная ставка, 0,3 процента, для физических лиц), а по ставке 1,5 процента, то есть в 5 раз выше, более того, они это делают за три предшествующих периода, то есть за три года насчитывают! Получается, что людям приходят платёжки, и это приходит вот сейчас: в декабре 2019 года повсеместно, по всей стране пришли платёжки с огромные суммами. Налоговые платежи некоторых физических лиц исчисляются сотнями тысяч рублей — сотнями тысяч! — за дачные и садовые участки.
А почему так происходит? А вот почему. Огромное количество садовых и дачных товариществ по всей стране не до конца освоено, то есть в этих садовых и дачных товариществах есть участки, которые никому не проданы, не переданы другим жителям, они висят на балансах либо садовых товариществ, либо каких-то физических лиц, которые изначально оформляли все эти земельные участки. И вот представьте, есть физическое лицо, или садовое товарищество, или дачный кооператив, у которого на балансе было 200, 300, 400 участков, из них 200 участков, половину, предположим, они передали уже дачникам и садоводам, там построили домики, выращивают какие-то овощи и сажают плодовые деревья, но 100—150 участков пока не продано, пока не передано. К этим участкам относятся и дороги, и общее имущество, и скважина, и электричество, и будка охраны, и место для сбора твёрдых бытовых отходов, то есть вся инфраструктура также висит на садовых, на дачных товариществах. (Это наши с вами законы, мы их такими приняли!) Так вот как считают налоговые органы налог для этих участков? Налоговые органы считают, что эти участки не используются, делают выездную проверку и удостоверяются, что они действительно не используются: они числятся на балансе либо физлица, либо данного кооператива, но действительно не переданы другим, ну не подобрались ещё соседи. И что тогда делает налоговая? Налоговая берёт и считает по повышенной ставке 1,5 процента. К чему это приведёт уже летом этого года? Это приведёт к страшному социальному взрыву. Будет хуже, чем то, что было с обманутыми дольщиками: все кооперативы, которые сегодня имеют на балансах непереданные участки, будут обанкрочены. Я прокатился по десяти областям ЦФО — везде такая ситуация.
Когда мы с вами принимаем решения о каких-то субсидиях, давайте не забывать о том, как налоговые службы администрируют налоги: при закреплённой в Налоговом кодексе максимальной ставке 0,3 процента, по которой все платят, они массово, по всей стране увеличивают ставку в 5 раз, а ещё и по результатам проверок засчитывают так, что эта в 5 раз повышенная ставка умножается на 3, происходит увеличение в 15 раз! И главное — это нельзя оспорить в суде! Мы написали десятки запросов и в налоговую службу, и в местные администрации — отовсюду ответ один, дескать, мы ничего не можем сделать, это же закон, эти участки должны были распределить. Ну а кому распределить сотню участков, например, в 200—300 километрах от Москвы или в 100 километрах от Санкт-Петербурга? Эти участки никому не нужны, эти дачники ещё не подросли, это наши с вами дети (а у кого-то уже внуки), вот они подрастут и займут эти участки, а пока эти участки на балансах дачных и садовых кооперативов. Так вот в этом году будет массовое банкротство всех этих дачных и садовых товариществ и этих физических лиц, у которых сейчас на балансе дороги, скважины, заборы, будки охраны и нереализованные дачные и садовые земельные участки…