День полярника стал отмечаться в нашей стране в честь высадки на дрейфующий лед Арктики научной станции «Северный полюс – 1». Это произошло 21 мая 1937 года. Научные сотрудники станции должны были изучать атмосферные явления, биологические процессы в Арктике. Фактически это была подготовка к освоению Северного морского пути. Научная станция «Северный полюс – 1» — это первая в мире дрейфующая станция, работавшая в сложнейших арктических условиях. Она проводила исследования в течение почти 300 дней и проплыла на льдине более 2 тысяч километров.
Работа полярников продолжается и по сегодняшний день. но уже на новой научной и технологической базе с использованием современных приборов и методов. Это позволяет оценивать состояние атмосферы, льдов, животного и водного мира в Арктике, а также влияние всех арктических процессов на климат Земли, конкретизировать гипотезы о «потеплении или похолодании» климата на планете.
Полярники – это мужественные люди, которые живут и работают в очень сложных метеорологических условиях. Помимо научных исследований надо выполнять и тяжелую физическую работу, постоянно расчищать снег, переносить приборы, оборудование, когда температура может достигать минус 30 и более градусов. Полярник – почетная профессия, которая требует не только серьезных научных знаний и мужества, но и постоянного развития, совершенствования этих знаний, накопления необходимого опыта.
Интерес многих стран к Арктике связан с тем, что это чрезвычайно богатый регион Земли, а также с тем, что там проходит Северный морской путь – кратчайший судоходный маршрут из Азии в Европу. И он становится все более судоходным из-за потепления и таяния льдов.
В Арктике более 20% мировых запасов нефти, никеля, титана, золота. Только запасы нефти на российском шельфе в 2 раза больше запасов Саудовской Аравии. Геополитические интересы всех ведущих стран разворачиваются в сторону Арктики.
Путь по Севморпути не только безопаснее, а еще и короче. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42. Экономия на топливе составляет почти 1 миллион долларов. И еще, в Арктике началось потепление, и «полынья» становится все шире и шире. Вскоре, по прогнозам, по Севморпути можно будет ходить на яхте. Севморпуть – это сегодня самый неотложный проект модернизации России. Острый интерес к освоению Арктики проявляет Китай, который, как правило, преследует в основном цели собственного развития и укрепления позиций в мире. И не получится ли так, что скоро Северный морской путь вдоль и поперек начнут бороздить многочисленные китайские «Снежные драконы»? Стройка ледоколов в КНР идет с космической скоростью.
Русский Север и Арктика не дают спокойно спать Западу. Мадлен Олбрайт, будучи государственным секретарем США, заявила: «Раз Сибирь принадлежит одной стране, ни о какой высшей справедливости говорить не приходится». Ей вторил Збигнев Бжезинский: «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России». В качестве первого шага в Вашингтоне уже заговорили о необходимости интернационализировать Севморпуть, проходящий в российских территориальных водах.
Северный морской путь – это реальный путь к развитию Сибири и Дальнего Востока, к укреплению геополитических позиций России и улучшению жизни населения в стратегически важных регионах.
Геополитике не учат сегодняшних губернаторов и министров. Горбачев и Ельцин с сотоварищами ничего в ней не понимали и обрезали Россию с юга и с запада. Оставили для России коридорчики на Балтийском и Черном морях, бросили порты, верфи, предприятия. Опасность военных столкновений в Арктике и на Севере возрастает. Это не шантаж и не страшилка, а реальная угроза 21 века, когда усиливаются схватки за ресурсы. Ни Европа не проживет без российской нефти и газа, как бы они сегодня не изощрялись с санкциями, ни Китай не будет быстро развиваться без энергоресурсов, без российского металла и леса. Уже в ближайшем будущем США и Англия начнут провоцировать противоречия, конфликты между Россией, Китаем, Кореей и Японией.
Не случайно также возник вопрос о приеме Швеции и Финляндии в НАТО. Он обуславливается борьбой за Арктику. Арктика до сих пор не имеет международно признанных границ. Северный Ледовитый океан не принадлежит ни одному государству. А история показывает, что практически все войны велись за определение границ каких-либо территорий и их принадлежности той или иной стране. Права на Арктику сегодня предъявляют не только те страны, которые имеют прямой выход в Северный Ледовитый океан, - Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, но и те, которые находятся далеко от Арктики: Китай, Южная Корея, Индия и ряд других.
Россия имеет самую протяжённую Арктическую границу – это более 22 тысяч километров. В соответствии с Конвенцией ООН по Морскому праву любое прибрежное государство может владеть шельфом вместе с его недрами за пределами своей двухсотмильной зоны, но только в том случае, если шельф является продолжением континента. Поэтому сегодня все арктические страны ведут исследования, чтобы доказать такую принадлежность. Вновь подчеркнём, что США сегодня требуют интернационализации Северного морского пути, то есть передачи его под международный, а фактически американский, контроль. Они при этом забывают, что в период основных географических открытий в Арктике – США, как государство, вообще не существовало. Напомним о великой Северной экспедиции 1734-1741 годов, когда наши соотечественники Стерлигов, Беринг, братья Лаптевы впервые описали побережье вдоль будущего Северного морского пути.
В ответ на все эти претензии Россия укрепляет свое присутствие в Арктике: создано Объединённое стратегическое командование «Северный флот». Ему придан статус военного округа. Поэтому в борьбе за Арктику, как и при проведении специальной военной операции на Украине, победа будет за нами. А наши полярники могут спокойно продолжать свои научные исследования.
М.Н. Сидоров