Либерально-демократическая партия России
Среда, 18 Января 2017
ЛДПР
---
Регион

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации в иностранных государствах

21 Января 2016 13:06 | 920

Вносится депутатами Государственной Думы

В.В. Жириновским,

А.Н. Диденко,

М.В. Дегтяревым

 

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации

в иностранных государствах

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1996, № 49, ст. 5491; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 1, ст. 17;2012, № 19, ст. 2281) следующие изменения:

1) в статье 7:

а) абзац пятый изложить в следующей редакции:

«соблюдать во время путешествия правила личной безопасности и сообщать о фактах совершения в отношении него преступлений в правоохранительные органы страны временного пребывания, а в случае их бездействия в Посольство Российской Федерации;»;

б) дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«выезжать в страны, в которых при Посольствах Российской Федерации сформированы подразделения правоохранительных органов для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях.»;

2) статью 9 дополнить абзацем пятнадцатым следующего содержания:

«Туроператор обязан размещать информацию о Посольствах Российской Федерации в иностранных государствах, в которых сформированы подразделения правоохранительных органов для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

3) статью 16 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации

1. Российская Федерация принимает меры по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, путем создания в структуре каждого Посольства Российской Федерации в иностранном государстве подразделения правоохранительных органов, действующего в соответствии с законодательством о полиции.

2. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.».

Статья 2

Внести в часть 2 статьи 7 Федерального закона от 31 мая 2002 года  № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) следующее изменение:

после слов «органы государственной власти Российской Федерации,» дополнить словами «полиция Российской Федерации,».

Статья 3

Внести в статью 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063) следующее изменение:

после слов «прав и свобод человека и гражданина» дополнить словами «, в том числе в иностранных государствах».

Статья 4

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) дополнить предложением следующего содержания:

«Российская Федерация по согласованию с иностранным государством в целях противодействия терроризму и в целях авиационной безопасности может формировать подразделения правоохранительных органов при Посольствах Российской Федерации с целью осуществления предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах.».

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ           «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,    № 7, ст. 900; № 27, ст. 3477, 3880, 3881; № 30, ст. 4595; № 49, ст. 7067; 2013, № 14, ст. 1645; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014,   № 6, ст. 558, 559, 566; № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7542; 2015, № 10, ст. 1393; № 29, ст. 4374) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации.»;

2) часть 1 статьи 2 дополнить пунктами 13 и 14 следующего содержания:

«13) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, обратившихся в Посольство Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступления (иного правонарушения) и (или) в случае бездействия со стороны правоохранительных органов страны временного пребывания;

14) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации при осуществлении предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах иностранных государств.»;

3) в части 2 статьи 4 после слов «на полицию обязанностей» дополнить словами «, в том числе подразделения при Посольствах Российской Федерации»;

4) статью 10 дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:

«6. В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, полиция формирует банк данных гостиниц, в которых размещаются граждане Российской Федерации, и с целью владения информацией о криминогенной обстановке в иностранных государствах ведет реестр фактов нарушений прав туристов.

7. Полиция в пределах своих полномочий взаимодействует с правоохранительными органами иностранных государств в целях осуществлении предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах иностранных государств.»;

5) в пункте 5 части 1 статьи 12 после слов «в аэропортах,» дополнить словами «в том числе в международных аэропортах в иностранных государствах,»;

6) в статье 13:

а) часть 1 дополнить пунктом 38 следующего содержания:

«38) осуществлять в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации предполетный досмотр граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах.»;

б) в части 2 слова «предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1» заменить словами «предусмотренные пунктами 20, 21 и 38 части 1»;

7) часть  2 статьи 14 дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:

«14) граждан Российской Федерации, подозреваемых в совершении преступлений против личности и собственности граждан Российской Федерации, временно находящихся на территории иностранного государства в туристских целях – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

15) граждан Российской Федерации при осуществлении предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах, подозреваемых в совершении террористического акта или иного преступления.»;

8) в части 5 статьи 23 после слов «известен сотруднику полиции,» дополнить словами «иностранных граждан на территории иностранного государства при выполнении служебных обязанностей в соответствии с настоящим Федеральным законом,»;

9) часть 2 статьи 25 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) прикомандирования к Посольствам Российской Федерации на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, с целью осуществления предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах, пресечения преступлений, совершаемых в отношении граждан Российской Федерации.»;

10) статью 26 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

«5.1. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, выдается служебное удостоверение на русском и английском языках.»;

11) пункт 1 части 1 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, международных законодательных актов и договоров, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;»;

12) часть 1 статьи 30 изложить в следующей редакции:

«1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, в том числе на территории иностранного государства, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства и Посольства Российской Федерации в иностранном государстве.»;

13) статью 44 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Сотрудник полиции, прикомандированный к Посольству Российской Федерации, проходящий правоохранительную службу в иностранном государстве, обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.».

14) статью 45 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, проходящему правоохранительную службу в иностранном государстве, и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.».

15) статью 46 дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:

«7. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, проходящему правоохранительную службу в иностранном государстве, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании службы, включая провоз багажа весом не более 500 килограммов на семью, а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры). Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, проходящему правоохранительную службу в иностранном государстве, компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей в случае отсутствия в месте нахождения Посольства Российской Федерации возможности получения бесплатного и общедоступного общего образования по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

 

 

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                               В. Путин

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации в иностранных государствах» 

Настоящим проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации в иностранных государствах» (далее – законопроект) предлагается создать в структуре Посольств Российской Федерации подразделения полиции, исполняющие функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации.

Так, предлагается обязать сотрудников полиции, прикомандированных к Посольствам Российской Федерации, осуществлять предполетный контроль граждан России и их багажа при регистрации и посадке на воздушное судно в международных аэропортах в иностранных государствах, то есть так называемый «вторичный контроль». Также законопроектом предлагается обязать сотрудников полиции, прикомандированных к Посольствам Российской Федерации, защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, обратившихся в Посольство Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступления (иного правонарушения) и (или) в случае бездействия со стороны правоохранительных органов страны временного пребывания.

В статье 45 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Согласно части 2 статьи 61 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Это значит, что граждане Российской Федерации, вне зависимости от места своего нахождения, в том числе временно находящиеся в иностранном государстве, имеют право на защиту своих прав и свобод Российской Федерацией. Кроме того, защита российского гражданина, где бы он ни находился, является важнейшим приоритетом российского государства. В то же время любой россиянин вправе рассчитывать на защиту и поддержку своего государства.

Перед современным миром остро стоит вопрос противодействия терроризму, который стал в последнее время типичным явлением жизни, пополнил число чрезвычайных ситуаций, количество которых из года в год продолжает расти, и которые представляют угрозу всему обществу.

Борьба с терроризмом – это, прежде всего, антитеррористические меры по предотвращению терактов. Такие мероприятия наиболее эффективны тогда, когда они выполняются комплексными усилиями правоохранительных органов. Поэтому необходимо привлекать сотрудников полиции РФ к дополнительной предполетной проверке граждан России и их багажа. Данная мера будет полностью отвечать интересам обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Также за последние несколько лет заметно ухудшилась криминогенная обстановка на некоторых популярных зарубежных курортах. Это характерно не только для курортов развивающихся стран с нестабильной экономикой, но и для тех, кто предоставляет туристические услуги высокого класса. К сожалению, при продаже конкретной путевки туроператоры из корыстных мотивов не всегда сообщают о возможных потенциальных опасностях страны пребывания и мерах личной безопасности.

Например, по словам Заместителя Руководителя Ростуризма Евгения Писаревского: «…в последние месяцы в Гоа регулярно фиксируются различные преступления против иностранцев, и, в частности, россиян. Практически ежедневно совершаются хищения из номеров отелей, на пляжах, растет число карманных краж. В вечернее время участились случаи грабежей. Нередко грабители предпочитают оглушить жертву ударом по голове, что приводит к серьезным травмам. Приходится констатировать, что растет и число убийств наших сограждан в Гоа. Полиция штата Гоа не всегда адекватно реагирует на преступления против иностранных туристов».

Проблема защиты прав граждан Российской Федерации за рубежом никогда не утрачивала своей актуальности. Пребывание за границей, в том числе отдых, для россиян по-прежнему небезопасен. Действующее законодательство РФ не предусматривает реально работающих защитных механизмов для граждан России. Необходимы дополнительные реально работающие меры по защите наших граждан от террористических угроз и иных преступлений, направленных против личности, жизни и здоровья.

Министерство иностранных дел Российской Федерации в рамках полномочий, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 856 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации», отслеживает в пределах своей компетенции вопросы безопасности пребывания граждан Российской Федерации за рубежом, назревание кризисных ситуаций в иностранных государствах, а также принимает в установленном порядке совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению частичной или полной эвакуации граждан и учреждений Российской Федерации в случае возникновения кризисных и (или) чрезвычайных ситуаций в иностранных государствах.

Однако эти меры являются недостаточными.

Не умаляя значения правоохранительных органов иностранных государств, выполнение функции по защите прав и свобод гражданина России за границей должно обеспечиваться правоохранительными органами Российской Федерации, а также сотрудниками полиции РФ, прикомандированными к Посольствам России в соответствующих странах. В связи с этим проект федерального закона устанавливает, что полиция Российской Федерации защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях,  в том числе, в международных аэропортах.

Именно в целях минимизации всякого рода рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан РФ и возможности использовать правовые гарантии защиты прав граждан РФ, необходимо введение обязательного предполетного досмотра граждан РФ в международных аэропортах в иностранных государствах.

Данные нововведения полностью согласуются с нормами международного права. Так, согласно статье 4 данной Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма государства-члены Совета Европы в  случае необходимости и в соответствии со своими возможностями, оказывают помощь и поддержку друг другу в целях увеличения своих возможностей по предупреждению террористических преступлений, в том числе путем обмена информацией и наилучшей практикой, а также путем подготовки кадров и других совместных мероприятий превентивного характера.

Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» предусматривает возможность включения в состав Посольства в установленном порядке представителей иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений, условия направления которых, назначение, деятельность и отзыв определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

С целью введения механизма защиты жизни, здоровья и собственности граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России в туристских и иных целях, вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и другие законодательные акты.

Так, изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» касаются прикомандирования сотрудников полиции к Посольствам Российской Федерации с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами России. Данный законопроект не потребует создания многоструктурного отдела с функциями дознания, следствия и иными процессуальными полномочиями. Основными задачами сотрудника полиции будет являться досмотр граждан России и багажа перед посадкой в самолет в международном аэропорте в иностранном государстве, а также оказание помощи гражданину России в защите его прав и свобод в случае бездействия правоохранительных органов иностранного государства.

В соответствии с данным законопроектом сотрудники полиции обязаны проводить мониторинг криминогенной обстановки в иностранных государствах и формировать банк данных, в том числе гостиниц, в которых зафиксированы факты совершения преступлений против личности и собственности туристов. Также информацию о потенциальных опасностях обязаны размещать туроператоры при продаже путевок.

Правовой статус сотрудника полиции, прикомандированного к Посольству РФ, также определен данным законопроектом. Во-первых, сотрудники полиции обязаны знать и соблюдать, помимо Конституции Российской Федерации, международные законодательные акты и договоры в сфере внутренних дел и обеспечивать их исполнение, а также проходить регулярные проверки указанных знаний. Во-вторых, сотрудник полиции, выполняя на территории иностранного государства обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой Посольства Российской Федерации. В-третьих, сотрудник полиции и члены его семьи обеспечиваются жильем в иностранном государстве по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. В-четвертых, сотруднику полиции и членам его семьи оплачивается медицинская помощь, компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом и возвращением в Россию по окончании работы,  компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей.

Настоящий законопроект не только позволит защитить наших граждан за рубежом, но и позволит повысить уровень доверия к правоохранительной системе Российской Федерации.

 

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.
Весь мир гадает, какой будет окончательная расстановка фигур на геополитической доске после инаугурации Дональда Трампа. Будет ли новый избранный президент США более сложным партнером, чем Барак Обама и что улучшит российско-американские отношения, проанализировал Владимир Жириновский