Либерально-демократическая партия России
Пятница, 30 Сентября 2016
ЛДПР
---
Регион

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации в иностранных государствах

21 Января 2016 13:06 | 741

Вносится депутатами Государственной Думы

В.В. Жириновским,

А.Н. Диденко,

М.В. Дегтяревым

 

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации

в иностранных государствах

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1996, № 49, ст. 5491; 2007, № 7, ст. 833; 2009, № 1, ст. 17;2012, № 19, ст. 2281) следующие изменения:

1) в статье 7:

а) абзац пятый изложить в следующей редакции:

«соблюдать во время путешествия правила личной безопасности и сообщать о фактах совершения в отношении него преступлений в правоохранительные органы страны временного пребывания, а в случае их бездействия в Посольство Российской Федерации;»;

б) дополнить абзацем шестым следующего содержания:

«выезжать в страны, в которых при Посольствах Российской Федерации сформированы подразделения правоохранительных органов для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях.»;

2) статью 9 дополнить абзацем пятнадцатым следующего содержания:

«Туроператор обязан размещать информацию о Посольствах Российской Федерации в иностранных государствах, в которых сформированы подразделения правоохранительных органов для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».»;

3) статью 16 изложить в следующей редакции:

 

«Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами Российской Федерации

1. Российская Федерация принимает меры по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, путем создания в структуре каждого Посольства Российской Федерации в иностранном государстве подразделения правоохранительных органов, действующего в соответствии с законодательством о полиции.

2. В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания.».

Статья 2

Внести в часть 2 статьи 7 Федерального закона от 31 мая 2002 года  № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 22, ст. 2031) следующее изменение:

после слов «органы государственной власти Российской Федерации,» дополнить словами «полиция Российской Федерации,».

Статья 3

Внести в статью 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063) следующее изменение:

после слов «прав и свобод человека и гражданина» дополнить словами «, в том числе в иностранных государствах».

Статья 4

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 11, ст. 1146) дополнить предложением следующего содержания:

«Российская Федерация по согласованию с иностранным государством в целях противодействия терроризму и в целях авиационной безопасности может формировать подразделения правоохранительных органов при Посольствах Российской Федерации с целью осуществления предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах.».

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ           «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,    № 7, ст. 900; № 27, ст. 3477, 3880, 3881; № 30, ст. 4595; № 49, ст. 7067; 2013, № 14, ст. 1645; № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014,   № 6, ст. 558, 559, 566; № 42, ст. 5615; № 52, ст. 7542; 2015, № 10, ст. 1393; № 29, ст. 4374) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации.»;

2) часть 1 статьи 2 дополнить пунктами 13 и 14 следующего содержания:

«13) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, обратившихся в Посольство Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступления (иного правонарушения) и (или) в случае бездействия со стороны правоохранительных органов страны временного пребывания;

14) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации при осуществлении предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах иностранных государств.»;

3) в части 2 статьи 4 после слов «на полицию обязанностей» дополнить словами «, в том числе подразделения при Посольствах Российской Федерации»;

4) статью 10 дополнить частями 6 и 7 следующего содержания:

«6. В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, полиция формирует банк данных гостиниц, в которых размещаются граждане Российской Федерации, и с целью владения информацией о криминогенной обстановке в иностранных государствах ведет реестр фактов нарушений прав туристов.

7. Полиция в пределах своих полномочий взаимодействует с правоохранительными органами иностранных государств в целях осуществлении предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах иностранных государств.»;

5) в пункте 5 части 1 статьи 12 после слов «в аэропортах,» дополнить словами «в том числе в международных аэропортах в иностранных государствах,»;

6) в статье 13:

а) часть 1 дополнить пунктом 38 следующего содержания:

«38) осуществлять в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации предполетный досмотр граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах.»;

б) в части 2 слова «предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1» заменить словами «предусмотренные пунктами 20, 21 и 38 части 1»;

7) часть  2 статьи 14 дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:

«14) граждан Российской Федерации, подозреваемых в совершении преступлений против личности и собственности граждан Российской Федерации, временно находящихся на территории иностранного государства в туристских целях – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

15) граждан Российской Федерации при осуществлении предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах, подозреваемых в совершении террористического акта или иного преступления.»;

8) в части 5 статьи 23 после слов «известен сотруднику полиции,» дополнить словами «иностранных граждан на территории иностранного государства при выполнении служебных обязанностей в соответствии с настоящим Федеральным законом,»;

9) часть 2 статьи 25 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) прикомандирования к Посольствам Российской Федерации на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, с целью осуществления предполетного досмотра граждан Российской Федерации и их багажа в международных аэропортах в иностранных государствах, пресечения преступлений, совершаемых в отношении граждан Российской Федерации.»;

10) статью 26 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

«5.1. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, выдается служебное удостоверение на русском и английском языках.»;

11) пункт 1 части 1 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, международных законодательных актов и договоров, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;»;

12) часть 1 статьи 30 изложить в следующей редакции:

«1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, в том числе на территории иностранного государства, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства и Посольства Российской Федерации в иностранном государстве.»;

13) статью 44 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Сотрудник полиции, прикомандированный к Посольству Российской Федерации, проходящий правоохранительную службу в иностранном государстве, обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.».

14) статью 45 дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, проходящему правоохранительную службу в иностранном государстве, и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.».

15) статью 46 дополнить частями 7 и 8 следующего содержания:

«7. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, проходящему правоохранительную службу в иностранном государстве, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании службы, включая провоз багажа весом не более 500 килограммов на семью, а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры). Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Сотруднику полиции, прикомандированному к Посольству Российской Федерации, проходящему правоохранительную службу в иностранном государстве, компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей в случае отсутствия в месте нахождения Посольства Российской Федерации возможности получения бесплатного и общедоступного общего образования по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

 

 

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

 

 

Президент

Российской Федерации                                                                               В. Путин

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации в иностранных государствах» 

Настоящим проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации с целью защиты граждан Российской Федерации в иностранных государствах» (далее – законопроект) предлагается создать в структуре Посольств Российской Федерации подразделения полиции, исполняющие функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации.

Так, предлагается обязать сотрудников полиции, прикомандированных к Посольствам Российской Федерации, осуществлять предполетный контроль граждан России и их багажа при регистрации и посадке на воздушное судно в международных аэропортах в иностранных государствах, то есть так называемый «вторичный контроль». Также законопроектом предлагается обязать сотрудников полиции, прикомандированных к Посольствам Российской Федерации, защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях, обратившихся в Посольство Российской Федерации, в случае совершения в отношении них преступления (иного правонарушения) и (или) в случае бездействия со стороны правоохранительных органов страны временного пребывания.

В статье 45 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Согласно части 2 статьи 61 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Это значит, что граждане Российской Федерации, вне зависимости от места своего нахождения, в том числе временно находящиеся в иностранном государстве, имеют право на защиту своих прав и свобод Российской Федерацией. Кроме того, защита российского гражданина, где бы он ни находился, является важнейшим приоритетом российского государства. В то же время любой россиянин вправе рассчитывать на защиту и поддержку своего государства.

Перед современным миром остро стоит вопрос противодействия терроризму, который стал в последнее время типичным явлением жизни, пополнил число чрезвычайных ситуаций, количество которых из года в год продолжает расти, и которые представляют угрозу всему обществу.

Борьба с терроризмом – это, прежде всего, антитеррористические меры по предотвращению терактов. Такие мероприятия наиболее эффективны тогда, когда они выполняются комплексными усилиями правоохранительных органов. Поэтому необходимо привлекать сотрудников полиции РФ к дополнительной предполетной проверке граждан России и их багажа. Данная мера будет полностью отвечать интересам обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Также за последние несколько лет заметно ухудшилась криминогенная обстановка на некоторых популярных зарубежных курортах. Это характерно не только для курортов развивающихся стран с нестабильной экономикой, но и для тех, кто предоставляет туристические услуги высокого класса. К сожалению, при продаже конкретной путевки туроператоры из корыстных мотивов не всегда сообщают о возможных потенциальных опасностях страны пребывания и мерах личной безопасности.

Например, по словам Заместителя Руководителя Ростуризма Евгения Писаревского: «…в последние месяцы в Гоа регулярно фиксируются различные преступления против иностранцев, и, в частности, россиян. Практически ежедневно совершаются хищения из номеров отелей, на пляжах, растет число карманных краж. В вечернее время участились случаи грабежей. Нередко грабители предпочитают оглушить жертву ударом по голове, что приводит к серьезным травмам. Приходится констатировать, что растет и число убийств наших сограждан в Гоа. Полиция штата Гоа не всегда адекватно реагирует на преступления против иностранных туристов».

Проблема защиты прав граждан Российской Федерации за рубежом никогда не утрачивала своей актуальности. Пребывание за границей, в том числе отдых, для россиян по-прежнему небезопасен. Действующее законодательство РФ не предусматривает реально работающих защитных механизмов для граждан России. Необходимы дополнительные реально работающие меры по защите наших граждан от террористических угроз и иных преступлений, направленных против личности, жизни и здоровья.

Министерство иностранных дел Российской Федерации в рамках полномочий, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 856 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации», отслеживает в пределах своей компетенции вопросы безопасности пребывания граждан Российской Федерации за рубежом, назревание кризисных ситуаций в иностранных государствах, а также принимает в установленном порядке совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти меры по обеспечению частичной или полной эвакуации граждан и учреждений Российской Федерации в случае возникновения кризисных и (или) чрезвычайных ситуаций в иностранных государствах.

Однако эти меры являются недостаточными.

Не умаляя значения правоохранительных органов иностранных государств, выполнение функции по защите прав и свобод гражданина России за границей должно обеспечиваться правоохранительными органами Российской Федерации, а также сотрудниками полиции РФ, прикомандированными к Посольствам России в соответствующих странах. В связи с этим проект федерального закона устанавливает, что полиция Российской Федерации защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами Российской Федерации в туристских целях,  в том числе, в международных аэропортах.

Именно в целях минимизации всякого рода рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан РФ и возможности использовать правовые гарантии защиты прав граждан РФ, необходимо введение обязательного предполетного досмотра граждан РФ в международных аэропортах в иностранных государствах.

Данные нововведения полностью согласуются с нормами международного права. Так, согласно статье 4 данной Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма государства-члены Совета Европы в  случае необходимости и в соответствии со своими возможностями, оказывают помощь и поддержку друг другу в целях увеличения своих возможностей по предупреждению террористических преступлений, в том числе путем обмена информацией и наилучшей практикой, а также путем подготовки кадров и других совместных мероприятий превентивного характера.

Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 года № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» предусматривает возможность включения в состав Посольства в установленном порядке представителей иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений, условия направления которых, назначение, деятельность и отзыв определяются в установленном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями.

С целью введения механизма защиты жизни, здоровья и собственности граждан Российской Федерации, находящихся за пределами России в туристских и иных целях, вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» и другие законодательные акты.

Так, изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» касаются прикомандирования сотрудников полиции к Посольствам Российской Федерации с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, временно находящихся за пределами России. Данный законопроект не потребует создания многоструктурного отдела с функциями дознания, следствия и иными процессуальными полномочиями. Основными задачами сотрудника полиции будет являться досмотр граждан России и багажа перед посадкой в самолет в международном аэропорте в иностранном государстве, а также оказание помощи гражданину России в защите его прав и свобод в случае бездействия правоохранительных органов иностранного государства.

В соответствии с данным законопроектом сотрудники полиции обязаны проводить мониторинг криминогенной обстановки в иностранных государствах и формировать банк данных, в том числе гостиниц, в которых зафиксированы факты совершения преступлений против личности и собственности туристов. Также информацию о потенциальных опасностях обязаны размещать туроператоры при продаже путевок.

Правовой статус сотрудника полиции, прикомандированного к Посольству РФ, также определен данным законопроектом. Во-первых, сотрудники полиции обязаны знать и соблюдать, помимо Конституции Российской Федерации, международные законодательные акты и договоры в сфере внутренних дел и обеспечивать их исполнение, а также проходить регулярные проверки указанных знаний. Во-вторых, сотрудник полиции, выполняя на территории иностранного государства обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой Посольства Российской Федерации. В-третьих, сотрудник полиции и члены его семьи обеспечиваются жильем в иностранном государстве по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. В-четвертых, сотруднику полиции и членам его семьи оплачивается медицинская помощь, компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом и возвращением в Россию по окончании работы,  компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей.

Настоящий законопроект не только позволит защитить наших граждан за рубежом, но и позволит повысить уровень доверия к правоохранительной системе Российской Федерации.

 

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.