Либерально-демократическая партия России
Четверг, 30 Июня 2016
ЛДПР
---
Регион

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

3 Декабря 2015 15:48 | 668

Вносится депутатами Государственной Думы

А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым,

И.К. Сухаревым, И.Н. Абрамовым,

А.Б. Курдюмовым, Я.В. Зелинским,

М.В. Дегтяревым, К.И. Черкасовым

 

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации

 

 

Статья 1

 

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005 г. , N 1 , ст. 14 (Часть I); 2012,  N53, ст. 7596;  2013, N 52, ст. 6982) следующие изменения:

1) в пункте 1.1 части 2 статьи 44 слова «о выборе способа формирования фонда капитального ремонта» заменить словами «о формировании фонда капитального ремонта, выборе способа его формирования»;

2) пункт 2 части 2 статьи 154  дополнить словами «, если общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирных домах принято решение о формировании фонда капитального ремонта;»;

3) в статье 158:

а) в части 1 слова «взносов на капитальный ремонт» заметить словами «, а также в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о формировании фонда капитального ремонта, взносов на капитальный ремонт»;

б) в части 2 после слов «фонда капитального ремонта» дополнить словами «, сформированного по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,»;

в) первое предложение части 3 изложить в следующей редакции:

  «3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме после принятия общим собранием собственников помещений в этом многоквартирном доме решения о формировании фонда капитального ремонта.» 

4) в статье 166:

а)  часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также иных не запрещенных законом источников, включает в себя:»;

б) в части 4 слова «могут финансироваться» заменить словом «финансируются»;

5) второе предложение  части 1 статьи 168 изложить в следующей редакции:

«Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых по решению общего собрания собственников помещений принято решение о формировании фонда капитального ремонта, а также планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.»;

6) в статье 169:

а) в части 1 после слов «Собственники помещений в многоквартирном доме» дополнить словами «, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта,»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором по решению об определении способа формирования фонда капитального ремонта, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, открыт специальный счет либо заключен договор с региональном оператором о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.»;

7) в статье 170:

а) первое предложение части 5 изложить в следующей редакции:

«Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано после принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании фонда капитального ремонта в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации.»;

б) часть 5.1. изложить в следующей редакции:

«5.1. Если собственниками помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, принято решение о формировании фонда капитального ремонта, то обязанность по  уплате взносов на капитальный ремонт  возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации.»;

в) часть 6 признать утратившей силу;

г) часть 7 признать утратившей силу;

8) в статье 176:

а) первое предложение части 3 изложить в следующей редакции:

«Договор специального счета может быть расторгнут по заявлению владельца специального счета при наличии оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования  фонда капитального ремонта, об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, о замене владельца специального счета или кредитной организации при условии отсутствия непогашенной задолженности по полученному в этой кредитной организации кредиту на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.»;

б) часть 4 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) собственникам помещений в многоквартирном доме пропорционально размерам уплаченных ими взносов на капитальный ремонт, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о прекращении формирования  фонда капитального ремонта.».

9) пункт 8 части 1 статьи 177 изложить в следующей редакции:

«8) иные операции по списанию и зачислению средств, связанные с формированием, использованием и прекращением формирования средств фонда капитального ремонта в соответствии с настоящим Кодексом.»;

10) в части 1 статьи 181 слова «, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса,» исключить.

11) второе предложение статьи 184 изложить в следующей редакции:

«В случае изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и соответственно изъятия каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, а также в случае прекращения формирования фонда капитального ремонта по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме региональный оператор в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, обязан выплатить собственникам помещений в этом многоквартирном доме средства фонда капитального ремонта пропорционально размерам уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и размерам указанных взносов, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений в этом многоквартирном доме.»;

12) в статье 191:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, в которых собственниками помещений не принято решение о формировании фонда капитального ремонта, либо принято решение о прекращении его формирования, а также в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, осуществляется с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.»;

б)  часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от принятия  собственниками помещений в многоквартирном решения о  формировании фонда капитального ремонта.».

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления настоящего Федерального закона в силу  обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме прекращается до принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

3. Решением собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта, принятым в течение месяца со дня вступления настоящего Федерального закона в силу, может быть предусмотрена возможность сохранения способа формирования фонда капитального ремонта, который собственники жилых помещений в многоквартирном доме выбрали до вступления настоящего Федерального закона в силу. В таком случае обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возобновляется, начиная с месяца, следующего за месяцем, в  котором принято такое решение. 

4. Если до вступления настоящего Федерального закона в силу  фонд капитального ремонта был сформирован на специальном счете, и собственниками помещений в многоквартирном доме в течение месяца со дня вступления настоящего Федерального закона в силу не принято решение о формировании фонда капитального ремонта, то по истечении указанного срока владелец специального счета обязан  закрыть специальный счет и осуществить  возврат денежных средств специального счета собственникам помещений в этом многоквартирном доме в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.  

Если до вступления настоящего Федерального закона в силу  фонд капитального ремонта был сформирован на счете регионального оператора, и собственниками помещений в многоквартирном доме в течение месяца со дня вступления настоящего Федерального закона в силу не принято решение о формировании фонда капитального ремонта, то по истечении указанного срока, региональный оператор  обязан  осуществить возврат собственникам помещений в этом многоквартирном доме средств фонда капитального ремонта в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

5. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также региональные программы капитального ремонта приводятся в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).   

 

Президент Российской Федерации

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»

 

Законопроектом предлагается установить добровольный порядок уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах путем принятия общим собранием собственников помещений решения о формировании фонда капитального ремонта.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт установлена Федеральным законом от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Далее – «Федеральный закон № 271»).

Еще в процессе обсуждения проекта Федерального закона №271, обязывающего всех граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах,  за счет собственных средств проводить капитальный ремонт общего имущества,  многие депутаты Государственной Думы, граждане, аналитики, представители общественных и политических организаций высказывались против такой инициативы, комментируя законопроект как антинародный и социально несправедливый.

Так, статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по проведению капитального ремонта была возложена на бывшего наймодателя, то есть на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако Федеральным законом №271 обязанность оплачивать взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена, в том числе, и на граждан, осуществивших приватизацию жилых помещений, в то время как капитальный ремонт указанных жилых помещений не был своевременно осуществлен за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Следует также отметить необоснованное установление минимального размера взносов на капитальный ремонт в некоторых субъектах Российской Федерации. Так, в Саратовской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен отдельно  для каждого муниципального района и городского округа. Например, жители города Саратова уплачивают - 6, 33 руб. за кв.м., Энгельского района – 5,52 руб., Балаковского района -  6,22 рубля. В то же время на территории города Федерального значения Санкт-Петербурга, минимальный размер взноса на капитальный ремонт установлен в зависимости от типа многоквартирного дома, определяемого годом постройки и составляет от 2 до 3 рублей за кв.м., учитывая при этом наличие или отсутствие лифтового оборудования. Подобные ситуации возникают из-за несовершенства механизма установления минимального размера взноса на капитальный ремонт на территории Российской Федерации, так как  не учитываются экономические особенности региона, рыночная стоимость объектов недвижимости, размер средней заработной платы на территории региона и отдельно взятых муниципальных образованиях и другие факторы. Согласно официальным данным Росстата средний размер заработной платы в 2014 году в Санкт – Петербурге составил 40 657 рублей, а в Саратовской области 22 002 рублей. При этом следует учесть, что в отдельно взятых муниципальных районах Саратовской области и входящих в них муниципальных образований средний размер заработной платы в разы меньше, чем в городе Саратове, который является областным административном центром. Например, жители города Пугачева Саратовской области, где заработная плата составляет около 8 тысяч рублей, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт в 3 раза больше, чем в Санкт-Петербурге.        

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возлагается также и на собственников жилых помещений в новых многоквартирных домах, ремонт которых в соответствии с Региональными программами капитального ремонта запланирован лишь через 20-30 лет. С учетом нестабильной экономической обстановкой и ростом инфляции, уплаченные гражданами денежные средства к моменту проведения капитального ремонта фактически обесценятся.

Данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют, что по состоянию на сентябрь 2015 года 45% опрошенных россиян считают, что оплата расходов на капитальный ремонт является прямой обязанность государства. 43% граждан считают, что платить за капитальный ремонт обязаны собственники при  участии государства.

На основании приведенных данных можно сделать обоснованный вывод о том, что одна часть граждан считает, что капитальный ремонт должен быть произведен за счет средств бюджета Российской Федерации, а другая часть готова уплачивать взносы за капитальный ремонт общего имущества, но только при условии оказания значительной государственной и (или) муниципальной поддержки.  

Таким образом, настоящим законопроектом предлагается более демократичный способ  участия в программе капитального ремонта путем установления добровольного порядка уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества по решению общего собрания собственников помещений о формировании фонда капитального ремонта. При этом меры государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта будут предоставляться независимо от принятия  собственниками помещений в многоквартирном доме решения о  формировании фонда капитального ремонта. Также законопроектом предусмотрена возможность в любой момент принять решение о прекращении формировании фонда капитального ремонта. В таком случае гражданам возвращаются уплаченные ранее взносы на капитальный ремонт.

 После вступления в силу указанного законопроекта обязанность по уплате взносов прекратится, до принятия решения о формировании фонда капитального ремонта. В течение месяца после вступления в силу настоящего законопроекта собственникам жилых помещений предоставлено право сохранить способ формирования фонда капитального ремонта, который собственники выбрали до вступления в силу настоящего законопроекта. Если в течение указанного срока решение о формировании фонда капитального ремонта не принято, держатель специального счета, а также региональный оператор обязаны возвратить гражданам уплаченные ими взносы. Возврат денежных средств будет осуществляться в  порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.              

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ 

актов федерального законодательства и иных

нормативных правовых актов, подлежащих принятию, изменению,

приостановлению или признанию утратившими силу,

в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» 

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов.

 

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

 

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» 

 

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.

 

Комментарии (0)
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите или зарегистрируйтесь.